Педагогический проект "удивительное путешествие в лего". Цель проект лего конструирование новогодняя сказка
Мини - проект
по лего-конструированию
«Город Чудес»
Актуальность
Лего-конструирование - одно из самых современных направлений развития детей, широко использующее трёхмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребёнка. LEGO позволяет детям учиться, играя и обучаться в игре. Узнавая новое, дети учатся выражать свое отношение к происходящему. Конструируя, они погружаются в организованную взрослыми ситуацию. В ходе образовательной деятельности становятся строителями, архитекторами и творцами, играя, дети придумывают и воплощают в жизнь свои идеи. В процессе конструктивной деятельности решаются самые разные задачи: психологические, развивается познавательная деятельность. При этом у детей развивается творческое воображение, коммуникативные качества, любознательность.. А осмысленный, интересный материал усваивается легко и навсегда.
Типы проекта:
По деятельности: творческий.
По количеству участников: групповой.
По продолжительности: средней продолжительности.
Участники проекта:
Педагоги, дети старшей - подготовительной группы.
Возраст детей: 5-7 лет.
Продукт детской деятельности:
Постройка из лего-конструктора «Город чудес»
Проблема проекта:
Сформировать у детей представление о том, как сооружаются архитектурные постройки и конструции.
Игровая мотивация проекта:
Дидактические игры: «Найди отличия», «Вот моя улица, вот мой дом», игровое упражнение «Продолжи», просмотр презентаций и книг «Города России», «Достопримечательности Нового Уренгоя»
Цель проекта:
Учить детей строить из лего-конструктора, выбирая верную последовательность действий, приемы соединения, сочетание форм и цветов.
Задачи проекта:
Образовательные:
Расширять знания детей об архитектурных постройках и конструкций в городах России;
Учить мысленно, разделять предмет на составные части и строить из лего - конструктора «Дом», «Мост», «Памятник архитектуры».
Развивающие:
Развивать фантазию, конструктивное воображение и умение творчески использовать приобретённые навыки.
Развивать самостоятельность при работе со схемами.
Развивать внимание, способность сосредоточиться, память, мышление.
Развивать мелкую моторику рук, стимулируя в будущем общее речевое развитие и умственные способности.
Воспитательные:
Формировать бережное отношение к лего-конструктору.
Воспитывать дружеские взаимоотношения, уважение своего и чужого труда.
Этапы работы над проектом:
Предварительная работа:
1. Продумывание, проблемы и игровой ситуации.
2. Подготовка схем для конструирования «Дом», «Мост», «Памятник архитектуры».
3. Подготовка презентаций «Города России», «Достопримечательности Нового Уренгоя»
Деятельность педагога
Деятельность детей
Погружение в проект
Формулировка проблемы: Педагог предлагает детям вспомнить названия городов России.
Вводит в игровую ситуацию. Формулирует задачи: воспитатель предлагает детям дидактические игры «Найди отличия», «Вот моя улица, вот мой дом», игровое упражнение «Продолжи»
Вхождение в проблему.
Вживание в игровую ситуацию.
Принятие задач.
Дополнение задач проекта.
Организация деятельности
Показ презентаций и книг «Города России», «Достопримечательности Нового Уренгоя»
Предлагает детям рассмотреть схемы, распределить между детьми кто и что делает в каждой группе.
Помогает спланировать деятельность.
Организует деятельность.
Собирают информацию, материал.
Рассматривание иллюстраций.
Объединение детей в рабочие группы: изготовление «Дом», изготовление «Мост», изготовление «Памятник Архитектуры».
Рассмотрение и анализ схем.
Осуществление деятельности
Практическая помощь детям при создании из лего-конструктора фигур «Дом», «Мост», «Памятник архитектуры».
Составление общей композиции.
Создание из лего-конструктора фигур «Дом», «мост», «Памятник Архитектуры».
Презентация результатов
Направляет и контролирует осуществление проекта
Составление общей композиции.
Литература:
1.Лыкова И.А. Конструирование в детском саду. Старшая группа. Учебно-методическое пособие к порциональной программе «Умные пальчики». М.: ИД «Цветной мир», 2015.-176 с.
2.Мельникова, О.В. «Лего-конструирование»5-10 лет. Программа, занятия.32 конструкторские модели. Презентации в электронном приложении / О.В. Мельникова.-Волгоград: Учитель.-51 с.
3.Мультимидийное сопровождение к конструктору «My robot time» MRT2;
Конструирование в ФГОС определено как компонент обязательной части программы, вид деятельности, способствующей развитию исследовательской и творческой активности детей, а также умений наблюдать и экспериментировать.
ФГОС подчёркивают необходимость обеспечения преемственности целей, задач и содержания дошкольного образования, предполагает разработку новых образовательных моделей, в основу которых должны входить образовательные технологии, соответствующие принципам:
Вариативности и разнообразия содержания образовательных программ;
Единство развивающих, воспитательных и образовательных целей и задач в совместной и самостоятельной деятельности взрослого и ребёнка;
Учёта ведущего вида деятельности дошкольника – игры.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Пышминского городского округа
«Чернышовский детский сад»
ПРИНЯТО: УТВЕРЖДАЮ:
Педагогическим советом Заведующая МБДОУ ПГО
МБДОУ ПГО «Чернышовский детский сад»
«Чернышовский детский сад» ____________ А.В. Евдокимова/
«___»__________________2015г. «___»_________________2015г.
Протокол №
ПРОЕКТ
«Лего-конструирование как средство развития творческой активности детей » по теме:
«Уральское подворье»
Исполнитель: Печеркина А. А. Должность: воспитатель 1 КК
Согласовано
Родительским комитетом
Протокол №__
от «__»______________2015г.
с. Чернышово, 2015
Пояснительная записка
Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом. Особое значение придаётся дошкольному воспитанию.
В последние годы социальный статус дошкольного детства существенно изменился. В силу требований нового времени этот период стал важнейшим этапом государственного образования, не менее значимым, чем школьный этап. Одной из первостепенных задач современного дошкольного образования является развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей, которые составляют основу активного познания окружающего мира.
Формирование мотивации развития и обучения дошкольников, а также творческой познавательной деятельности, - вот главные задачи, которые стоят сегодня перед педагогом в рамках образовательных стандартов. Эти непростые задачи, в первую очередь, требуют создания особых условий обучения. В связи с этим особое значение отведено конструированию.
Конструирование в ФГОС определено как компонент обязательной части программы, вид деятельности, способствующей развитию исследовательской и творческой активности детей, а также умений наблюдать и экспериментировать.
ФГОС подчёркивают необходимость обеспечения преемственности целей, задач и содержания дошкольного образования, предполагает разработку новых образовательных моделей, в основу которых должны входить образовательные технологии, соответствующие принципам:
Вариативности и разнообразия содержания образовательных программ;
Единство развивающих, воспитательных и образовательных целей и задач в совместной и самостоятельной деятельности взрослого и ребёнка;
Учёта ведущего вида деятельности дошкольника – игры.
По своей сути, Лего-конструирование относится к инновационным технологиям, обладает широким образовательным потенциалом. Деятельность с конструктором «Лего», как с дидактическим материалом настолько привлекательна и эмоционально окрашена для ребёнка, что часто её рассматривают как конструктивно – игровую деятельность, что не противоречит возрастным особенностям детей.
Игра является важнейшим спутником детства, ведущим видом деятельности дошкольника. Лего-конструирование позволяет детям учиться, играя и обучаясь в игре. В ходе образовательной деятельности дети становятся строителями, архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи.
Лего-конструирование является уникальным инструментом для увлекательного, всестороннего развития детей, раскрывая потенциальные возможности каждого ребёнка и в силу своей педагогической универсальности, служит важнейшим средством развивающего обучения.
Использование конструктора «Лего» позволяет развивать у детей:
Творческий потенциал;
Мыслительно–коммуникативные возможности;
Речь;
Знания об окружающем мире;
Внимание, память, мышление, умение сосредоточиться;
Элементарные математические представления.
Начиная с конструирования простых фигур, ребёнок совершенствует свои навыки, видя свои успехи, становится более уверенным в себе и переходит к более сложному этапу обучения. Игры с «Лего-конструкторами» выступают способом исследования и ориентации ребёнка в реальном мире, пространстве и времени. Конструктор помогает воплощать в жизнь свои задумки, строить и фантазировать, увлечённо работая и видя конечный результат, расширяя представления об окружающем мире. Опыт, получаемый ребёнком в ходе лего-конструирования, незаменим в плане формирования и умения и навыков исследовательского поведения.
Важно чаще предлагать детям, такие конструкторские задачи, которые заставляли бы их мыслить, изобретать. А если деятельность ребёнка носит творческий характер, она заставляет его думать, становиться привлекательной и позволяет открывать в самом себе новые возможности, а это является сильным и действенным стимулом к занятиям по лего-конструированию.
Паспорт проекта
Цель проекта: | Цель проекта: Создание современной образовательной среды по формированию потенциальных возможностей ребенка, обеспечивающей создание ситуации успеха через применение технологии лего-конструирования в интеграции образовательных областей дошкольного образования. Создание механизма умственного и творческого развития дошкольников, педагогов и родителей через использование технологии ЛЕГО-конструирования в образовательном процессе ДОУ в интеграции образовательных областей. |
Задачи проекта: |
|
|
|
|
|
Методическое сопровождение | Перспективно-тематические планы (Приложение 1) |
Конспекты занятий (Приложение 2) |
|
Картотека развивающих и дидактических игр (Приложение 3) |
|
Картотека образцов моделей (Приложение 4) |
|
Консультации для родителей (Приложение 5) |
|
Тип проекта | познавательно – игровой |
Сроки реализации проекта | Долгосрочный (1.10.2015г. – 31.03.206г.) |
Участники проекта | Дети (6 – 7 лет), педагог, родители дошкольников |
Этапы реализации проекта |
|
Первый этап подготовительный 1.10.15 – 31.10.15 гг. | Изучение, обобщение методической литературы по Лего-конструированию |
Разработка перспективного планирования по теме проекта |
|
Создание – «Лего-центра» в группе для реализации проекта |
|
Разработка картотеки образцов, схем из конструктора ЛЕГО |
|
Второй этап основной 1.11.15 – 29.02.16 гг. | Знакомство детей с терминологией, особенностями деталей конструктора Лего |
Реализация проекта, в соответствии с перспективным планом |
|
Организация самостоятельной и совместной игровой деятельности детей |
|
Информирование и привлечение родителей в совместную проектную деятельность |
|
Разработка диагностического инструментария |
|
Третий этап творческий 1.03.16 – 31.03.16 гг. | Обобщение опыта работы по проекту |
Участие в конкурсах |
|
Открытые мероприятия для родителей и педагогов ДОУ |
|
Ресурсы проекта |
|
Временные | В режиме дня детского сада и в домашних условиях детей |
Информационные | Учебно-методическая литература, интернет ресурсы, детская литература |
Материально-технические | Аудиозаписи, видеозаписи, компьютер, цифровой фотоаппарат |
Художественно-изобразительные средства | Фотографии образцов, иллюстрации, изображения схематичных рисунков |
Продукт деятельности детей | Выставка творческих работ детей из лего-конструктора «Уральское подворье». |
Результат деятельности педагога | Систематизация работы по Лего-конструированию с детьми в рамках ДОУ |
Развитие творческой активности у детей дошкольного возраста и во время совместных мероприятиях с родителями |
|
Активность родителей в реализации проекта |
Социальная направленность проекта заключается в тесном взаимодействии детей, родителей и педагогов дошкольного образовательного учреждения.
Перспектива дальнейшего развития проекта .
В перспективе планируется продолжать внедрять и совершенствовать систему работы по проекту, способствовать разработке и внедрению новых технологий и приёмов в работе с воспитанниками. Разработать перспективное планирование для работы с детьми по легоконструированию на старший дошкольный возраст, продолжать знакомить детей с разновидностями конструктора «Лего», развивать взаимодействие с социальными партнёрами. Продолжать работу по самообразованию, делиться опытом с коллегами и публиковать материалы по данной теме, принимать активное участие в различных конкурсах и выставках.
Технология работы по проекту
Срок реализации проектной деятельности 1.11.2015г. – 31.03.2016г.
Работа по Лего-конструированию ведётся в непосредственной и совместной образовательной деятельности с детьми. Тематика непосредственной образовательной деятельности разработана в соответствии с возрастом детей, календарно-тематическим планом.
В работе с детьми старшего дошкольного возраста используются преимущественно игровые, сюжетные и интегрированные формы образовательной деятельности. Обучение происходит опосредованно, в процессе увлекательной для воспитанников деятельности. В группе старшего дошкольного возраста применимы:
Виды НОД | По схеме |
По образцу |
|
По собственному замыслу |
|
По карточкам с моделями |
|
Формы работы с детьми | Создание совместных построек |
Беседы |
|
Разнообразные игры |
|
Изготовление предметов для игр, познавательно-исследовательской деятельности |
|
Создание макетов |
|
Проектная деятельность |
|
Познавательно-исследовательская деятельность |
|
Экспериментирование |
|
Оформление выставок |
|
Продуктивная деятельность |
|
Применяемые методы | Наглядно-практические |
Словесные |
|
Проблемные ситуации |
|
Анализ образцов |
|
Игровые |
|
Игровые приёмы | Дидактические игры на развитие внимания, мышления, памяти |
Сюрпризные моменты |
|
Игровой сюжет |
|
Основные принципы обучения детей | Последовательность |
Доступность |
|
Индивидуальный подход к каждому ребёнку |
|
Эффективность форм взаимодействия |
Непосредственно образовательная деятельность по Лего-конструированию проводится в игровой форме:
Дети в ходе игры обследуют детали конструктора, выделяя сенсорные признаки;
В соответствии с замыслом и темой выполняют поделки из деталей;
Используют постройки для организации игр в совместной деятельности.
В данном проекте систематизирована и представлена работа по организации образовательной деятельности с конструктором «Лего».
Представленный проект технологичен, так, как в нём прослеживается целенаправленная систематическая работа с детьми в тесном взаимодействии со всеми участниками образовательного процесса. Данный проект перспективен как для работы с одарёнными детьми, так и с детьми, имеющие слабые конструктивные навыки в продуктивной деятельности.
Работа с родителями и социальными партнерами
Семья и дошкольное учреждение – два самых важных института воспитания и развития ребёнка. Их функции различны, но для полноценного содержательного течения детства необходимо объединение усилий родителей и воспитателей.
Эффективно организованное сотрудничество даст импульс к построению взаимодействия с семьёй на качественно новой основе, предполагающее не просто совместное участие в воспитании ребёнка, но и осознание общих целей, доверительное отношение и стремление к взаимопониманию, сформирует предпосылки совместной деятельности детей и родителей, сделает их настоящими партнёрами. В тоже время это позволит педагогу скорректировать собственную работу на основе учёта интересов семьи, не испытывая трудностей при контакте с родителями.
Вовлечение родителей в совместную деятельность играет немаловажную роль в воспитании подрастающего поколения.
Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребёнка.
Данный проект предполагает сплочение детско-родительских отношений. Очень часто к детской деятельности с удовольствием подключается вся семья, возникает настоящее деловое сотрудничество детей с родителями. В процессе реализации проекта планируется вместе возводить новые постройки, оформлять альбомы, организовывать фотосессии, а также использовать совместные игры детей и родителей, в качестве средства общения, и многое другое. Проектная работа даёт им новые темы для разговоров и совместной деятельности.
В результате проектной деятельности дети учатся работать по образцу, анализировать и читать схематичные рисунки. Своими достижениями дети делятся в группе, а у родителей непременно появляется уверенность в своих детях – активных творцов, способных добиваться поставленной цели. В результате совместной деятельности дети стали более самостоятельными, формируется обогащение представлений об окружающем мире, повысилась наблюдательность, любознательность дошкольников.
Ожидаемые результаты работы детско-родительских отношений:
Рост посещаемости мероприятий в стенах дошкольного учреждения,
Доверительные отношения,
Рост педагогической компетентности родителей,
Полноценное общение с ребёнком в кругу семьи.
Основные шаги реализации проекта
Первый этап «Подготовительный» |
|
Цель | Выявить исходный уровень развития конструктивных способностей дошкольников на начало проекта |
Изучение мнения родителей, обобщение и анализ полученных данных; постановка цели и задач проекта |
|
Диагностика включает в себя | Систематическое наблюдение за свободной деятельностью детей, ее направленностью на самостоятельное конструирование |
Наблюдение и оценка индивидуальных особенностей, проявления конструктивной активности дошкольников |
|
Результат | Разработка комплекса методических материалов по реализации проекта в образовательном процессе. Знакомство детей с конструктором Лего, обогащение знаний о данном виде конструктора, заинтересованность родителей и активное взаимодействие . В процессе знакомства был выявлен уровень осведомлённости родителей о пользе конструктора в развитии ребёнка, о необходимости включения Лего-конструирования в образовательный процесс, о его образовательной универсальности, привлекательности для ребёнка. В ходе общения с родителями были установлены доверительные отношения. (Приложение) |
Второй этап - основной «Реализация проекта» |
|
Цель | Апробировать результативность разработанного содержания проекта в рамках программы «От рождения до школы» направленного на развитие конструктивных способностей детей дошкольного возраста |
Виды деятельности по реализации проекта | Организация непосредственно образовательной деятельности в соответствии с разработанным календарно-тематическим планом |
Организация режимным моментов с использованием конструктора «Лего» и литературного материала |
|
Активное привлечение родителей, специалистов ДОУ и социальных партнеров в рамках темы проекта |
|
Третий этап «Оценочный» 3 этап творческий - заключительный |
|
Цель | Выявить уровень развития конструктивных способностей детей старшего дошкольного возраста, показать динамику на конец проекта |
Провести рефлексию проделанной работы, наметить перспективы развития |
|
Диагностика включает в себя | Систематическое наблюдение за свободной деятельностью детей, ее направленностью на самостоятельное действие |
Наблюдение и оценка индивидуальных особенностей проявления конструктивной активности дошкольников |
|
Индивидуальные беседы с детьми |
|
Анализ данных по комплексным критериям | Проявление интереса ребенка к конструированию |
Особенности процесса конструирования |
|
Отношение ребенка к помощи взрослого (воспитателя, родителей) в процессе конструирования |
|
Отношение ребенка к результату конструирования и его оценка |
Ожидаемые результаты работы по проекту:
- накопление положительного опыта взаимодействия семьи педагогов ДОУ;
- повышение педагогической компетенции родителей;
- формирование интереса к детскому Лего-конструированию;
- активное участие родителей в жизни своего ребёнка.
Промежуточные результаты: значительно повысился интерес родителей к участию в различных проектах, выставках в рамках ДОУ. Родителями группы были приобретены для своих детей конструкторы «ЛЕГО», что повлияло на создание новых творческих работ в кругу семьи и в представлении своего творчества на выставках детского сада: «Лего любит вся семья-мама, папа, Я!».
Литература
- Е.В. Фешина «Лего – конструирование в детском саду» Сфера 2012г.
- Емельянова И.Е, Максаева Ю.А «Развитие одарённости детей дошкольного возраста средствами легоконструирования и компьютерно–игровых комплексов» Линка – Пресс Москва 2011г стр.131.
- М.С. Ишмакова «Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС» «Маска» 2013г.
- Л.Г. Комарова «Строим из ЛЕГО» Линка – Пресс Москва 2001г.
- Научно – методический журнал «Дошкольное воспитание»№12 2014г.
- Научно – методический журнал «Дошкольное воспитание»№5 2014г.
- Научно – методический журнал «Детский сад от А до Я»№1 2014г.
- Научно – методический журнал «Дошкольник» методика и практика воспитания и обучения №5 2014г, стр.48 – 50.
Интернет-ресурсы:
2. http://education.lego.com/ru-ru/preschool-and-school
4. http://creative.lego.com/en-us/games/firetruck.aspx?ignorereferer=true
5. http://www.youtube.com/watch?v=QIUCp_31X_c
6. http://www.robotclub.ru/club.php
7. http://www.liveinternet.ru/users/timemechanic/rubric/1198273/
Приложение 1. Перспективно-тематическое планирование.
Месяц | Тема | Цели |
Октябрь | 1. Вводное занятие «История Лего. Кубики Лего» | Дать представление о конструкторе Лего. Инструктаж о правилах поведения при работе с лего-конструктором. |
2. Конструирование по замыслу. | ||
3. «Мост через реку Пышма» | Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. |
|
4. Конструирование по замыслу. | Учить строить мостик, точно соединять строительные детали, накладывать их друг на друга. |
|
Ноябрь | 5. «Дом фермера» | Формировать обобщенные представления о домах. Учить создавать постройки с перекрытиями, делать их прочными. Развивать умение выделять части (стены, пол, крыша, окно, дверь). Познакомить детей с жизнью жителей села. Познакомить с понятием фундамент. |
6. Конструирование по замыслу. | Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. |
|
7. Конструирование по замыслу. | Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. |
|
8. Конструирование по замыслу. | Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. |
|
Декабрь | 9. «Грузовая машина» | Учить создавать простейшую модель грузовой машины. Выделять основные части и детали |
10. Конструирование по замыслу. | Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. |
|
11. «Водный транспорт» | Учить детей строить водный транспорт по схеме. Развивать мелкую моторику рук, навыки конструирования. |
|
12. Свободное конструирование по теме «Подарки для друзей» | Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. |
|
Январь | 13. Конструирование по замыслу. | Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. |
14. «Морские животные» | Учить детей строить по предложенным схемам, инструкциям, учитывая способы крепления деталей; передавать особенности предметов средствами конструктора LEGO. |
|
15. Конструирование по замыслу. | Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. |
|
Февраль | 16. «Зоопарк» | Учить выполнять задания по условиям. Развивать глазомер, навыки конструирования, мелкую моторику рук. Учить детей строить всех одну поделку. |
17. Конструирование по замыслу. | Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. |
|
18. Конструирование по замыслу. | Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. |
|
Март | 19. «Летим на Луну» | Продолжить учить работать с конструктором LEGO, создавать постройки по собственному замыслу и определенным условиям. Повторить правила работы с конструктором. |
20. Конструирование по замыслу. | Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. |
|
21. Итоговое занятие «Фантазируй» | Развивать фантазию и воображение детей. Развивать умение передавать форму объекта средствами конструктора. Закреплять навыки скрепления. Обучать умению планировать работу. |
Приложение 2.
НЕПРЕРЫВНАЯ НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Приложение 3. Картотека развивающих и дидактических игр
Дети этого возраста уже занимаются по карточкам, строят более сложные постройки.
Цель игр – развивать речь, уметь работать в коллективе, помогать товарищу, развивать мышление и память.
Название игры | Цель игры | Оборудование | Ход игры |
Назови и построй | Закреплять названия деталей ЛЕГО-конструктора; учить работать в коллективе | Набор ЛЕГО-конструктора | Педагог дает каждому ребенку по очереди деталь конструктора. Ребенок называет ее и оставляет у себя. Когда каждый ребенок соберет по две детали, педагог дает задание построить из всех деталей одну постройку, придумать ей название и рассказать о ней. |
ЛЕГО-подарки | Развивать интерес к игре и внимание | Игровое поле, человечки по количеству игроков, игральный кубик (одна сторона с цифрой 1, вторая с цифрой 2, третья с цифрой 3, четвертая – крестик (пропускаем ход)), ЛЕГО-подарки | Дети распределяют человечков между собой. Ставят их на игровое поле. Кидают по очереди кубик и двигают человечков по часовой стрелке. Первый человечек, прошедший весь круг, выигрывает, и ребенок выбирает себе подарок. Игра продолжается, пока все подарки не разберут. |
Не бери последний кубик | Развивать внимание, мышление | Плата с башней | Играют два ребенка, которые по очереди снимают один или два кирпичика с башни. Кто снимет последний, тот проиграл. |
Запомни расположение | Развивать внимание, память | Набор ЛЕГО-конструктор, платы у всех игроков | Педагог строит какую-нибудь постройку из восьми (не более) деталей. В течение короткого времени дети запоминают конструкцию, потом педагог ее убирает, и дети пытаются по памяти построить такую же. Кто выполнит правильно, тот выигрывает и становится ведущим. |
Построй, не открывая глаз | Учить строить с закрытыми глазами, развивать мелкую моторику рук, выдержку | Плата, наборы конструктора | Перед детьми лежат плата и конструктор. Дети закрывают глаза и пытаются что-нибудь построить. У кого интереснее получиться постройка, того поощряют. |
Рыба, зверь, птица | Развивать память, внимание | Кирпичик ЛЕГО | Педагог держит в руках кирпичик ЛЕГО. Дети стоят в кругу. Педагог ходит по кругу, дает по очереди всем детям кирпичик и говорит: «Рыба». Ребенок должен сказать название любой рыбы, затем дает другому и говорит: «Птица» или «Зверь». Кто ошибается или повторяет, выбывает из игры. |
Приложение 4.
Картотека образцов моделей
Приложение 5
Диагностическая карта в подготовительной группе
Дети | Называет все детали конструкторов | Строит более сложные постройки | Строит по образцу | Строит по инструкции педагога | Строит по творческому замыслу | Работает в команде | Использует предметы заместители | Работа над проектами | Показатели детей на начало проекта | Показатели детей на конец проекта |
||||||||
Ребёнок 1 |
Проект «Дети плюс LEGO»
Тип проекта : информационно – творческий, групповой, краткосрочный.
Актуальность:
1. Большая популярность игры у детей во всем мире.
2. Конструктор LEGO представляет большой потенциал для развития творческих способностей детей.
3. Более глубокое и подробное знакомство с конструктором и его частое использование поможет решать трудные задачи посредством увлекательной игры.
Цель проекта: учить анализировать;
Закреплять умение работать самостоятельно;
Развивать воображение и глазомер.
Задачи проекта:
1. Расширить представление детей о возможностях конструктора LEGO.
2. Развивать восприятие, мышление, речь, путем словесного анализа – рассуждения в процессе активных действий по поиску связей от деревянной игрушки до инновационных разработок.
3. Развивать воображение и любознательность детей.
4. Продолжать формировать мелкую моторику пальцев рук.
Планируемый результат:
У детей сформируется представление о возможностях игры с конструктором LEGO.
Реализация проекта
LEGO - это самая любимая игра девчонок, но особенно мальчишек в моей группе.
Но что они о нем знают? Оказалось, немного.
LEGO - это конструктор, в котором много деталей разных по цвету и форме, в него можно играть и девочкам, и мальчикам.
1 этап – подготовительный
Цель: определить основные направления работы:
Информирование и ознакомление родителей с темой и планом проекта
Сбор и накопление информации о конструкторе LEGO
Планирование совместной деятельности.
2 этап – аналитический
Цель: помочь детям в сборе информации о конструкторе LEGO.
1. Беседы по темам:
- «Дети мира играют в LEGO».
- «Каким бы ты стал героем и почему?»
2. Отгадывание загадок с использованием конструктора LEGO
3. Сюжетно-ролевые игры с конструктором LEGO: Герои LEGO, Полиция, LEGO- город.
4. Образовательная деятельность: лепка, раскрашивание, конструирование героев LEGO.
5. Создание интересных моделей по желанию и в свободное время.
3 этап – практический
Цель: Развивать у детей умение использовать полученные знания о конструкторе в играх.
Игра «Дрессированные животные»
Игра: «Угадай сказку»
Игра: «Чего не стало?»
Игра «Кто, где находиться?»
Игры с водой:
«Плывет кораблик»: ребенок конструирует из LEGO кораблик, лодку или плот, присоединяя к постройке парус (бумажную салфетку, после чего выполняются дыхательные упражнения (ребенок дует на кораблик - кораблик плывет);
«Ищем клад»: ребенок ищет детали конструктора с закрытыми глазами, держа руки в контейнере с водой;
Игры с песком:
«Угадай, какая деталь»: ребенок ищет закопанную в песочном бассейне деталь конструктора и определяет ее название.
«Соедини детали на ощупь»: ребенок ищет закопанные в песочном бассейне детали конструктора и соединяет их на ощупь, после чего вытаскивает и описывает, на что похожа постройка.
Вывод:
Немаловажную роль в работе по данному направлению играет заинтересованное отношение родителей. На начальном этапе работы по использованию ЛЕГО конструктора в познавательном развитии дошкольников 45 % семей имели конструктор, но не использовали его как развивающий материал. Чтобы раскрыть родителям возможности ЛЕГО я использовала разнообразные формы работы: консультации, семинары-практикумы, открытые занятия для родителей т. д. Благодаря такой работе 87,5% родителей приобрели для своих детей ЛЕГО конструктор разных размеров и отмечают, что такая работа дает возможность мальчикам и девочкам проявить свои творческие способности, доставляет истинное удовольствие и приносит неоценимую пользу в подготовке детей к обучению в школе.
Необходимо подчеркнуть, что в процессе игры с конструктором
ребенок развивает:
Мышление: умение сравнивать, обобщать, анализировать, классифицировать
Концентрацию внимания
Мелкую моторику
Умение следовать образцу
Пространственное воображение, способность видеть разные способы создания образов и построек
Добиваясь определенного результата, ребенок развивает целенаправленность собственных действий
Программа способствует формированию положительной мотивации к обучению, активной включенности ребенка в процесс игры, создает основу формированию учебных навыков.
Своевременное овладение конструктивно-игровой деятельностью оказывается важным и в плане создания готовности к дальнейшему обучению в школе. У дошкольников формируются необходимые для будущего учения предпосылки: познавательное развитие, умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, доводить его до конца, планировать будущую работу.
Консультация для родителей: «Познавательное развитие дошкольников посредством конструктора LEGO»
Человек, который способен конструктивно мыслить, быстро решать логические задачи, наиболее приспособлен к жизни, так как быстро находит выход из затруднительных ситуаций, принимает рациональное решение. Влияние конструктивной деятельности на умственное развитие детей изучал А. Р. Лурия. Им был сделан вывод о том, «что упражнения в конструировании оказывают существенное влияние на развитие ребёнка, радикально изменяя характер познавательной деятельности».
Конструирование – «продуктивный вид деятельности дошкольника, предполагающий создание конструкций по образцу, по условиям и по собственному замыслу».
Конструктивная деятельность занимает значимое место в дошкольном воспитании и является сложным познавательным процессом, в результате которого происходит интеллектуальное развитие детей: ребенок овладевает практическими знаниями, учится выделять существенные признаки, устанавливать отношения и связи между деталями и предметами.
В педагогической практике широко используются разнообразные виды конструирования - из деталей конструктора, крупногабаритных модулей, из бумаги, природных и бросовых материалов. Из всего многообразия конструкторов, которые используются в дошкольных учреждениях, мне хотелось бы остановиться на ЛЕГО конструкторе, который представляется собой «яркий, красочный, полифункциональный материал, предоставляющий огромные возможности для поисковой и экспериментально-исследовательской деятельности ребёнка». С его помощью трудные задания можно решить посредством увлекательной созидательной игры, в которой не будет проигравших, так как каждый ребенок может с ней справиться. Элементы конструктора ЛЕГО имеют разные размеры, разнообразны по форме, простые варианты скрепления с другими элементами. Вариантов скрепления ЛЕГО-элементов между собой достаточно много, что создает практически неограниченные возможности создания различных типов построек и игровых ситуаций.
ЛЕГО – конструктор широко используется на занятиях по конструированию и решает следующие задачи: развивает мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение, обобщение и т. д.). Достаточно эффективное средство активизации мышления служит конструирование по моделям, по схемам, чертежам, плану, образцу, по памяти.
Конструктивная деятельность требует относительно высокой сосредоточенности внимания у детей. Прежде чем, приступить к созданию конструкции, необходим точный расчёт, продуманность, определенная последовательность и точность в работе. В процессе выполнения конструкции у дошкольников развивается умение довести начатое дело до конца, контролировать свою деятельность и получать качественный результат, что является очень важным при обучении. Активизации внимания способствует конструирование по плану, схеме, образцу, достраивание до целой фигуры («Построй дом», «Восстанови сломанный мост», «Дострой дом (гараж, машину и т. д.) по образцу».
Легоконструирование как средство развития пространственного мышления детей дошкольного возраста в условиях ДОУ
Конструкторы Лего на сегодняшний день незаменимые материалы для занятий в дошкольных учреждений. Дети любят играть в свободной деятельности. В педагогике Лего-технология интересна тем, что, строясь на интегрированных принципах, объединяет в себе элементы игры и экспериментирования. Игры Лего здесь выступают способом исследования и ориентации ребенка в реальном мире. Дети учатся с момента рождения. Они прикасаются к предметам, берут их в руки, передвигают - и так исследуют мир вокруг себя. Для детей в возрасте от трех до шести лет основой обучения должна быть игра - в ее процессе малыши начинают подражать взрослым, пробовать свои силы, фантазировать, экспериментировать. Игра предоставляет детям огромные возможности для физического, эстетического и социального развития. В нашем детском саду с конструктором Лего я работаю второй год. Учу детей работать по этапам.
Этапы развития способностей к конструированию:
1. Планировать предстоящую деятельность, представлять ход работы по операциям, описывать окончательный результат готового изделия.
2. Овладевать элементами графической грамотности: умение охарактеризовать модель.
3. Самостоятельно конструировать.
4. Овладевать конкретными конструкторскими умениями во взаимодействии с воспитателем и детьми.
5. Самоконтроль во время конструирования и взаимопроверка детей за выполнением модели в соответствии с поставленными задачами и запланированным образцом.
6. Определять назначение получившегося изделия.
Если вижу, что дети устали, предлагаю разминку.
– Ручками похлопали: раз, два, три.
– Ножками потопали: раз, два, три.
– Глазками помигали: раз, два, три.
– А потом попрыгали: раз, два, три.
– Кубики застучали: тук, тук, тук.
– Паровозик поехал: чух, чух, чух.
– Вы любите ЛЕГО? Да, да, да.
Дети продолжают конструировать.
Еще вариант игры-разминки, его можно использовать и в начале игры.
– Два прихлопа, два притопа: ёжики, ёжики (движения пальцев рук имитируют ёжиков)
– Раз, два, три по наковальне: ножницы, ножницы (движения рук крест-накрест показывают ножницы)
– Бег на месте, бег на месте: зайчики, зайчики (руки подняты вверх к голове, изображают ушки у зайчиков)
– Ну-ка дружно, ну-ка вместе: девочки, мальчики (сначала дружно кричат девочки, затем дружно кричат мальчики).
– Очень дружные у нас дети, и девочки, и мальчики. Поэтому всех детей мы берем в увлекательное путешествие по стране ЛЕГО. Яркие, разноцветные, замечательные конструкторы ЛЕГО ждут вас. Вы покажите, что можно построить, используя детали этих конструкторов. Проявите свое творчество и воображение.
Использование конструктора LEGO DUPLO «Ферма» для развития речи детей во второй младшей группе.
Все дети любят играть в конструктор. Набор LEGO «Ферма» прекрасная иллюстрация жизни в деревне. Конструктор помогает детям узнать, как выглядят домашние животные, и какую пользу они приносят людям.
Дети могут создать свою ферму, построить дом, что способствует развитию детской фантазии, изучить начальные понятия цвета, формы.
В совместной деятельности можно комбинировать наборы LEGO это позволит научить детей играть в ролевые игры, придумывать различные сюжеты.
«Труд людей на ферме
«Напоить животных»
«Построить загоны»
«Посадить цветы»
«Распорядок дня» и другие
Набор LEGO «Ферма» можно использовать в дидактических играх:
«Кто как кричит?»
«Найди малышу маму»
«Кто что ест?»
«Рассели животных»
«Что изменилось?»
«Кого не стало?»
«Узнай по описанию»
«Конспект занятия по лего конструированию во второй младшей группе
Цель: Развитие способности детей к наглядному моделированию через ЛЕГО – конструктор.
Задачи:
1. Развивать зрительное и пространственное восприятие;
2. Активизировать внимание, направленное на продолжение ритмического рисунка постройки;
3. Закреплять умения детей строить по образцу;
4. Развивать наглядно-действенное мышление;
5. Воспитывать детей работать в коллективе сверстников, помогая, друг другу при совместной постройке;
6. Развивать способность осуществлять элементарный анализ объектов, выделять целое и части;
7. Развивать у детей умения, передавать характерные особенности животных, опираясь на схему.
Материал: ЛЕГО – человек, индивидуальные наборы с деталями конструктора, образец постройки для детей, схемы на каждого ребенка.
Ход:
Педагог встречает детей, предлагая пройти на ковер. Звучит загадочная музыка. На воздушном шаре спускается ЛЕГО-человек.
Я ЛЕГО - человек. Я прилетел к вам из волшебной страны ЛЕГО. Ночью там был сильный ураган. Когда утром мы проснулись, то увидели, что любимый зоопарк разрушен, а звери разбежались. Помогите нам.
Дети, вы согласны помочь ЛЕГО - другу. Он такой интересный, необычный (обращает внимание на фигурку ЛЕГО-человечка)
Чем же он необычен? (Предполагаемые ответы детей)
Да, он сделан из деталей конструктора.
А как называется этот конструктор?
Правильно. Это конструктор ЛЕГО.
Он попал к нам из волшебной ЛЕГО страны. Что бы ему помочь нам надо туда отправиться.
Вы согласны? Как туда попасть?
А я предлагаю построить дорогу, но не простую, не обычную, а волшебную. Чем она необычна? Она состоит из ЛЕГО деталей.
Но сначала построим волшебную дорогу.
Кирпичик нужный найди,
Дорогу в ЛЕГО - страну собери.
Развивающая игра «Волшебная дорожка»
Чтобы построить дорогу, нужно соблюдать правила, каждому надо взять только 2 детали. Детали должны быть разные: разные или по цвету, или по размеру. Начинаем строить: я ставлю первую деталь. Следующая должна быть похожа на мою по цвету или размеру.
У кого есть подходящая? (помогает соотносить детали по цвету или размеру.)
Твоя деталь похожа на мою? По цвету или размеру?
А почему ты поставил эту деталь?
Все поставили свои детали? Дорога готова?
Чтобы никто не потерялся в пути, крепко сцепимся мизинчиками, как детальки ЛЕГО (по кругу вокруг стола) .
Можно отправиться в путь. (Как заклинание)
Друзей с собою возьми.
И в ЛЕГО страну попади.
Упражнение для глаз. ЧЕЛОВЕЧЕК (Глаза вверх, вниз, вправо, влево, широко открыли от удивления, крепко зажмурились, поморгали.)
Мы с вами в ЛЕГО стране. (Беру человечка) А вот и зоопарк (подходят к столу с зоопарком). Поспешим к нему!
Посмотрите, стены зоопарка разрушены. Сможем мы их восстановить? А как? Часть стены сохранилась. Это будет для нас подсказка. Давайте мы ее внимательно рассмотрим.
Из чего она сделана? Да из деталей Лего - конструктора.
Все ли детали одинакового цвета?
А какого они цвета?
А по размеру одинаковые (уточнить размер)?
Как детали ЛЕГО держатся (соединяются) между собой? (про кнопочки).
Возьмите контейнеры с деталями и проходите на полянку, располагайтесь удобно, но так, чтобы было видно образец (следить за осанкой). Начинаем строительство.
Детали, детали,
Вы спать не устали.
Сегодня с утра
Нам строить пора.
Начинаем строительство.
(Идет индивидуальная работа: оказание помощи путем показа, дополнительного объяснения, поддержки, одобрения.)
Несите постройки к разрушенному зоопарку. Захватите с собой контейнеры. Лего-друг нас ждет. Будем восстанавливать стены.
Нам осталось только закрепить ваши стены на фундаменте. Ставьте их плотно, без щелей и проемов. (Закрепить зелеными деталями).
Было много кирпичей.
Каждый был совсем ничей.
А теперь детали
Крепкой стенкой встали.
Зоопарк восстановлен. Можно вернуться на полянку.
Ребята, посмотрите, как красиво смотрится наш зоопарк!
Вам нравится? Какие мы молодцы. Жители ЛЕГО страны будут приходить в зоопарк… Рассматривать и кого они увидят. Но животных в зоопарке нет.
А каких животных вы знаете? Как много животных вы знаете!
А показать руками вы их сможете?
Например, зайчика! (правой рукой, левой, одновременно)
А как собаку показать? (Дети пробуют, педагог показывает свою) .
У собаки острый носик,
Есть и шейка, есть и хвостик. (Двумя руками) .
В зоопарке стоит слон
Уши, хобот, серый он.
Головой кивает,
Будто в гости приглашает.
Крокодил плывет по речке,
Выпучив глаза.
Он зеленый весь, как тина.
От макушки до хвоста.
Молодцы! У вас просто волшебные пальчики!
Из ЛЕГО выросла стена.
Продолжим добрые дела?
У ЛЕГО - друга сохранились фотографии животных, которые жили в зоопарке. Дети мы с вами, в ЛЕГО – стране, значит, собрать животных можно из…. ЛЕГО – деталей! У нас есть схемы животных. Одни схемы легкие, - они зеленого цвета. А красные – это более сложные. Давайте их рассмотрим
(дети подходят к доске) .
Вы узнали их? (Обратить внимание па части тела и в соответствии с этим - технологию изготовления). (Обобщает) Сделаны они тоже. из лего. Кто какого животного хотел бы собрать?
Возьми фотографию - схему и пройди за столы - там будет удобнее работать.
(Дети строят под музыку, воспитатель оказывает помощь по мере необходимости).
Осанка, поза, неуверенные.
Мы с умом и разумом
Строим все по- разному.
Вот как в ЛЕГО стране бывает –
Все, что мы любим - оживает.
Несите их аккуратно, бережно. Не торопитесь заселять зоопарк. Посмотрим - кто в нем будет жить.
В нашем зоопарке поселился. Его построил …
Расскажи о нем: есть ли у него имя? Что он любит делать? Есть ли друзья? Какой он по характеру? Кто его сосед по зоопарку?
Вы заметили: какие удивительные у вас постройки. Крепкие, красивые, оригинальные, все разные. И вы замечательно о них рассказали.
ЛЕГО - другу они очень нравятся. Он благодарит вас за помощь. А за какую помощь?
Вы помогли жителям ЛЕГО страны. Восстановили зоопарк. Вы были смелые, отважные, решительные, сообразительные - замечательные помощники. На вас можно положиться. А вы себя, за что можете похвалить?
А теперь встаньте в круг и соедините ладошки.
Расцветай ЛЕГО - страна
А нам домой возвращаться пора.
Закрывайте глазки-
Мы уходим из этой сказки.Чудесный мешочек» и другие.
Конспект интегрированного занятия в младшей группе с использованием конструктора ЛЕГО:
«Путешествие в космос»
Цель:
Дать детям знания о космосе, о планетах, звёздах;
Упражнять в конструировании космического корабля из конструктора ЛЕГО;
Закрепит названия деталей, их цвет;
Развивать умение строить по образцу;
Развивать творческие способности, воображение, быстроту реакции, умение ориентироваться в пространстве;
Материалы и оборудование:
Магнитофон, конструктор ЛЕГО, игрушки ЛЕГО-мастер и Лунтик, «волшебный мешочек», иллюстрации с изображением звёзд, планет, комет и космического корабля, обручи.
Ход занятия:
Лунтик: - Здравствуйте ребята, давайте с вами познакомимся. Вы знаете, как меня зовут? А как зовут вас? (Дети называют свои имена).
Как вы думаете, почему у меня такое имя, где я живу? (На Луне).
Где находится Луна? (В космосе).
Что можно увидеть ещё на ночном небе? (Звёзды).
Отгадайте загадку:
Угли пылают,
Совком не достать,
Ночью их видно,
А днём не видать. (Звёзды).
Этот необычный, огромный мир называется космос. Он наполнен множеством звёзд, планет, комет (показать иллюстрации).
Про что говорится в загадке?
Жёлтая тарелочка на небе висит,
Жёлтая тарелочка всем тепло дарит (солнце).
Солнце не одиноко в космосе, у него есть семья – планеты.
Земля – это планета, где живут люди - вы, ребята.
Я погостил у вас и мне хочется вернуться домой на Луну.
На чём мне можно добраться до Луны?
До луны не может птица
Долететь и прилуниться,
Но зато умеет это
Делать быстрая … (Ракета).
Помогите мне, ребята, постройте космический корабль.
Воспитатель:
Присядь Лунтик. Ребята, давайте обратимся к ЛЕГО-мастеру и с помощью конструктора создадим ракету.
ЛЕГО - мастер: - Конечно я вам помогу, но сначала я хочу поиграть с вами в игру «Угадай на ощупь».
Проводится игра.
Воспитатель: - Давайте посмотрим, как построена ракета? Из каких деталей сделан корпус ракеты? Сколько их? Из каких деталей сделан двигатель ракеты? Сколько их? На чём мы их закрепили? Приступайте к работе (Под космическую музыку дети строят).
Когда построите, перенесите ракету на космодром. Что это такое? (Место, откуда взлетают ракеты).
Дети рассматривают постройки.
Воспитатель: - Мы построили, ребята,
Самый лучший звездолёт.
Всё проверим, всё исправим
И отправимся в полёт.
Спасибо за помощь, ЛЕГО-мастер. Лунтик, приготовься к полёту.
Поиграем в игру «Космонавты». Идём по кругу и говорим вместе со мной:
Ждут на новые ракеты
Для прогулок на планеты.
На какую захотим,
На такую полетим.
Только есть один секрет –
Опоздавшим места нет.
Дети по сигналу занимают места в обручах.
Звучит космическая музыка.
Воспитатель: - Мы летим с вами в космосе. Что вы видите? Какое небо бездонное, тёплое и ласковое. Интересно в космосе. Но нам надо возвращаться домой.
Как называется наша планета? (Земля).
Как называется наш город? (Зеленогорск, поселок Орловка).
Закройте глаза: 5-4-3-2-1 – вот уж в зале мы сидим.
Вам понравилось наше путешествие?
Мы помогли Лунтику вернуться домой, а теперь сами вернёмся в группу.
Актуальность
Лего-конструирование – одно из самых современных направлений развития детей, широко использующее трёхмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребёнка. LEGO позволяет детям учиться, играя и обучаться в игре. Самое главное – предоставить детям возможность «проживания» интересного для них материала. Узнавая новое, дети учатся выражать свое отношение к происходящему. Конструируя, они погружаются в организованную взрослыми ситуацию. В ходе образовательной деятельности дети становятся строителями, архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи. В процессе деятельности решаются самые разные задачи: психологические, развивается познавательная деятельность. Путешествуя, дети помогают своим друзьям, выручают героев из беды, узнают интересные факты. Готовясь к путешествию, дети, конструируют, учат стихи, работать со схемами. При этом у детей развивается творческое воображение, коммуникативные качества, любознательность. Главное нет зрителей, здесь есть только участники, причем все участвуют с большим желанием. Знания, получаемые детьми, являются актуальными, необходимыми для них. А осмысленный, интересный материал усваивается легко и навсегда.
Типы проекта.
По деятельности: творческий.
По количеству участников: групповой.
По продолжительности: средней продолжительности.
Участники проекта.
Педагоги, родители, дети подготовительной к школе группы МАДОУ №29.
Возраст детей: 6-7 лет.
Продукт детской деятельности.
Композиция из лего-конструктора по мотивам сказки В.Бианки «Терентий – тетерев».
Проблема проекта.
Сформировать у детей представление о том, как зимует тетерев.
Игровая мотивация проекта.
Цель проекта.
Учить детей строить из лего-конструктора, выбирая верную последовательность действий, приемы соединения, сочетание форм и цветов.
Задачи проекта:
- Расширить представление о диких животных и зимующих птицах. Сформировать представление о том, как зимует тетерев.
- Формировать устойчивый интерес к конструктивной деятельности, желание творить, изобретать.
- Учить мысленно разделять предмет на составные части и собирать из частей целое.
- Учить строить из лего - конструктора «Лисицу», «Куницу», «Тетерева».
- Развивать фантазию, конструктивное воображение и умение творчески использовать приобретённые навыки.
- Сформировать математические знания о счете, форме, пропорции, симметрии.
- Обучать правильному и быстрому ориентированию в пространстве.
- Развивать самостоятельность при работе со схемами.
- Развивать внимание, способность сосредоточиться, память, мышление.
- Развивать мелкую моторику рук, стимулируя в будущем общее речевое развитие и умственные способности.
- Драматизировать сказку В.Бианки «Терентий-тетерев».
- Формировать бережное отношение к лего-конструктору.
- Воспитывать дружеские взаимоотношения, уважение своего и чужого труда.
Этапы работы над проектом.
Предварительная работа:
1. Продумывание, проблемы и игровой ситуации.
2. Подготовка схем для конструирования «Лисицы», «Куницы», «Тетерева».
3. Подготовка сценария драматизации сказки В.Бианки «Терентий-тетерев».
Этап | Деятельность педагога | Деятельность детей |
1-й
погружение в проект |
Формулировка проблемы:
Педагог предлагает детям вспомнить, как зимуют дикие животные в лесу, как зимуют птицы. Предлагает узнать как зимует тетерев.
Вводит в игровую ситуацию Формулирует задачи: Воспитатель вносит в группу книгу В.Бианки «Терентий-тетерев» и предлагает детям узнать, как зимует тетерев, сконструировать при помощи лего - конструктора сюжет сказки В.Бианки и обыграть его. |
Вхождение в проблему.
Вживание в игровую ситуацию. Принятие задач. Дополнение задач проекта. |
2-й
организация деятельности |
Чтение сказки В.Бианки «Терентий-тетерев».
Предлагает детям рассмотреть схемы, распределить между детьми кто и что делает в каждой группе. Помогает спланировать деятельность. Организует деятельность. Взаимодействие с семьями. Вместе с детьми и родителями рисуем план-схему проведения проекта и вывешивает на видном месте. |
Собирают информацию, материал: Слушание сказки В.Бианки «Терентий-тетерев».
Рассматривание иллюстраций к произведению. Прослушивание аудиозаписи и просмотр мультфильма (ютуб) по мотивам сказки. Рисование героев сказки. Объединение детей в рабочие группы: изготовление «Лисицы», изготовление «Куницы», изготовление «Тетерева». Рассмотрение и анализ схем. Распределение между детьми каждой группы ролей и обязанностей. |
3-й осуществление деятельности | Практическая помощь детям при создании из лего-конструктора фигур «Лисицы», «Куницы», «Тетерева».
Составление общей композиции. Направляет и контролирует осуществление проекта. |
Создание из лего-конструктора фигур «Лисицы», «Куницы», «Тетерева».
Составление общей композиции. |
4-й презентация результатов | Распределение ролей между детьми для драматизации сказки, репетиции.
Создание мультфильма по мотивам сказки с использованием ЛЕГО и создания проекта. – драматизация сказки В.Бианки «Терентий-тетерев»; Показ мультфильма. |
Репетиция драматизации сказки.
Презентация – драматизация сказки В.Бианки «Терентий-тетерев». |
1. Выставка композиции «Терентий – тетерев» по мотивам сказки В.Бианки в группе.
2. Выступление детей с драматизацией сказки, показ мультфильма.
3.Презентация проекта на городском фестивале лего-конструирования среди детей дошкольного возраста «Сказки из леса».
Сценарий драматизации по мотивам сказки В.Бианки «Терентий - тетерев».
/На сцене – ёлка, за ней - деревянный куб.
Под ёлкой – «снег» - белая ткань./
Залетает Тетерев: «Ой, спасите!» Обегает ёлку: «Ой, помогите!»
В страхе мечется, ищет, где спрятаться – в снегу: «Ой, видно!» На ёлке: «И тут видно!» Под ёлкой: «И здесь не спрятаться!»
И прямо перед ёлкой падает в «снег» – накрывается белой тканью.
С разных сторон одновременно появляются Куница и Лисица.
Куница думает, что опоздала; ищет Тетерева, забирается на ёлку.
Сверху высматривает Тетерева и видит под ёлкой Лисицу.
Лисица тоже думает, что опоздала; обходит ёлку, присаживается, принюхивается: ищет под ёлкой. Поднимает голову, видит – Куница зубы скалит. Отпрыгивает от ёлки.
Лисица: «Ты моего Терентия съела?»
Куница: «Сама съела, а на меня говоришь?
Лисица: « Вот я тебе!» (кидает снежок)
Куница: «Ах, ты так!» (спрыгивает с ёлки)
Начинается драка вокруг «сугроба» (в котором спит Тетерев ).
Лисица и Куница кружатся вокруг сугроба, издают рычащие звуки.
Вдруг «снег» начинает шевелиться. Лисица и Куница, увидев это, в испуге пятятся назад в разные стороны вокруг ёлки, сталкиваются спинами. Куница прячется на ёлке, Лисица – под ёлку.
Тетерев скидывает «снег» - белую ткань – отряхивается, удивлённосмотрит на зрителей.
Тетерев: «Где это я?» Проходит, оглядывается, видит застывших от удивления и испуга, Куницу и Лисицу. Они переводят взгляд друг на друга и смотрят на Тетерева.
Тетерев: «А, и вы здесь?»
Тетерев накидывает на себя ткань и, напевая «Ложкой снег мешая, ночь идёт большая», берёт под руки Куницу и Лисицу. Продолжая напевать: «Что же ты, глупышка, не спишь?», смотрит на зверей.
Тетерев, Куница и Лисица уходят.
Использование конструкторов LEGO при организации образовательного процесса, дает возможность приобщать детей к творчеству, что дает возможность проявлять детям инициативу и самостоятельность, способность к целеполаганию и познавательным действиям, что является приоритетным в свете введения ФГОС ДО и полностью соответствует задачам развивающего обучения. Способствует развитию внимания, памяти, мышления, воображения, коммуникативных навыков, умение общаться со сверстниками, обогащению словарного запаса, формированию связной речи.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Проект «Лего и мы».
Тип проекта по целевой установке - информационно – практико - ориентированный
Тип проекта по продолжительности - длительный
Срок реализации – декабрь 2016 года
Тип проекта по количеству участников – групповой
Участники – воспитатели, дети, родители.
Актуальность:
Актуальность введения LEGO-конструирования в образовательный процесс ДОО обусловлена требованиями ФГОС ДО к формированию предметно-пространственной развивающей среде, востребованностью развития широкого кругозора дошкольника и формирования предпосылок универсальных учебных действий. LEGO–конструирование в ФГОС определено как вид деятельности, способствующей развитию исследовательской и творческой активности детей, умений наблюдать и экспериментировать.
Использование конструкторов LEGO при организации образовательного процесса, дает возможность приобщать детей к творчеству, что дает возможность проявлять детям инициативу и самостоятельность, способность к целеполаганию и познавательным действиям, что является приоритетным в свете введения ФГОС ДО и полностью соответствует задачам развивающего обучения. Способствует развитию внимания, памяти, мышления, воображения, коммуникативных навыков, умение общаться со сверстниками, обогащению словарного запаса, формированию связной речи.
Образовательные области в детском саду не существуют в «чистом виде». Всегда происходит их интеграция, а с помощью применения LEGO-конструирования легко можно интегрировать познавательное развитие, куда и входит техническое конструирование с художественно-эстетическим развитием, а творческое конструирование с социально–коммуникативным развитием и с другими образовательными областями.
Идея проекта : сделать LEGO- конструирование процессом направляемым, расширить содержание конструкторской деятельности дошкольников, за счет внедрения конструкторов нового поколения, а также привлечь родителей к совместному техническому творчеству легла в основу нашего лего-проекта.
Цель проекта : внедрение LEGO-конструирования в образовательный процесс ДОУ.
Задачи:
1. Формировать первичные представления о конструировании, ее значении в жизни человека;
3. Развивать продуктивную (конструирование) деятельность: обеспечить освоение детьми основных приёмов сборки;
2. Приобщать к научно – техническому творчеству: развивать умение постановки технической задачи, сбирать и изучать нужную информацию, находить конкретное решение задачи и материально осуществлять свой творческий замысел;
4. Воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам;
5. Формировать навыки сотрудничества: работа в коллективе, в команде, малой группе (в паре).
6. Обеспечить целенаправленное применение LEGO- конструктов в образовательном процессе детского сада:
7. Повысить образовательный уровень педагогов за счет обучению LEGO -технологии.
8. Повысить интерес родителей к LEGO-конструированию через организацию активных форм работы с родителями и детьми.
Планируемые результаты реализации проекта:
1) ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместном конструировании, техническом творчестве имеет навыки работы с различными источниками информации;
2) ребенок способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
3) ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах исследовательской и творческо-технической деятельности, в строительной игре и конструировании;
4) ребенок владеет разными формами и видами творческо-технической игры, знаком с основными компонентами конструктора LEGO; умеет определять, различать и называть детали конструктора
5) ребёнок умеет конструировать по условиям, заданным взрослым, по образцу, по чертежу, по заданной схеме и самостоятельно строить схему. Уметь работать по предложенным инструкциям
6) ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, способен объяснить техническое решение, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации творческо-технической и исследовательской деятельности;
Основные формы работы с детьми:
1. Конструирование по образцу – предложение детям образцов построек, выполненных из деталей строительного материала и конструкторов.
2. Конструирование по условиям – не давая детям образца постройки, рисунков и способов возведения, определять лишь условия, которым постройка должна соответствовать и которые подчеркивают практическое назначение.
Основные методы и приемы образовательной деятельности:
Конструирование, творческие исследования, презентация своих моделей, соревнования между группами;
Словесный (беседа, рассказ, инструктаж, объяснение);
Наглядный (показ, работа по инструкции);
Практический (сборка моделей);
Репродуктивный метод (восприятие и усвоение готовой информации);
Частично-поисковый (выполнение вариативных заданий);
Исследовательский метод;
Метод стимулирования и мотивации деятельности (игровые эмоциональные ситуации, похвала, поощрение.
Модель реализации проекта:
Презентации, стихи, раскраски
Подборка художественной литературы по ЛЕГО конструированию
Конспекты занятий, бесед, досугов и развлечений;
Цикл схем.
Ресурсное обеспечение проекта:
1. Лего – уголок.
2. Наглядный материал:
Схемы;
Презентации;
Плакаты, иллюстрации, сюжетные картинки, раскраски.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ ПО ПРОЕКТУ:
1. Папки-передвижки «Все о Лего»
2. Беседы с родителями «LEGO-конструированию через организацию активных форм работы с детьми»
3. Консультации для родителей «Значение LEGO – конструирования в развитии детей в ДОУ»;
4. Памятка для родителей «Играем в Лего дома»
5. Фотовыставка «Мы играем в ЛЕГО»
Этапы работы над проектом
I этап. Подготовительный
1. Выбор темы, её актуальность;
2. Составление плана работы по проекту;
3. Создание условий для реализации проекта «Лего и мы»;
4. Накопление информации и материалов по теме проекта:
Подбор художественной литературы по теме проекта;
Подготовка наглядного иллюстративного материала (схемы);
Аудиозаписи;
5. Разработка конспектов, бесед, познавательных и творческих занятий;
6. Запуск проекта (просмотр мультфильмов с сюжетами «История создания конструктора LEGO», беседы, чтение художественной литературы)
II этап. Основной
Период | Форма проведения | Задачи |
1 неделя | Беседы: 1. «Дети мира играют в LEGO». 2. «Удивительное - в истории LEGO». 3. Что означает слово- LEGO 4.«Какие наборы LEGO есть у тебя дома? | Активизировать конструктивное воображение детей; Создать условия для овладения основами конструирования; |
Д/И «Что лишнее?» | развивать внимание и память. |
|
Д/И «Построй, не открывая глаз» | Учимся строить с закрытыми глазами, развиваем мелкую моторику рук, выдержку. |
|
Д/И «Здравствуйте, это я!», «Я дарю тебе улыбку» | Формировать умение передавать с помощью образных средств языка, эмоциональные состояния; Развивать коммуникативные навыки. |
|
Конструирование «Русская печка» из сказки р. н. с. «Гуси-лебеди» | Продолжать знакомить детей с конструктивными возможностями различных деталей, используемых для придания формы разных предметов (овальная деталь, полукруг и т. д.); Формировать чувства симметрии и умения правильно чередовать цвет в своих постройках; |
|
«Просмотр схем по легоконструированию» | Развивать умения анализировать образец – выделять в нем функционально значимые части (края, основание, называть и показывать детали конструктора, из которых эти части построены. |
|
2 неделя | Просмотр презентаций и познавательных мультфильмов по теме: «История создания LEGO», «Кто такой – Оле Кирк Кристиансен?», «Превращение пластмассы». | Формирование мотивации развития и обучения дошкольников, а также творческой познавательной деятельности. |
Игра «Чья команда быстрее построит» | Учимся строить в команде, помогать друг другу; Развивать интерес, внимание, быстроту, мелкую моторику рук. На прогулке |
|
Конструирование «Зимний городок» | Закрепить полученные навыки конструирования; Развивать творческую инициативу и самостоятельность |
|
Конструирование «Мост» | Учить строить мост, соблюдая правила соединения, пользуясь образцом постройки. Закрепить умение создавать крепкие постройки, соблюдая правила соединения кирпичиков. |
|
Виртуальная экскурсия по достопримечательностям города. | Познакомить детей с историей образования Югорского моста через р.Обь. Воспитывать любовь и гордость своей Родиной. |
|
3 неделя | Чтение и заучивание стихов о LEGO | Помочь детям в сборе информации о конструкторе LEGO. |
Раскрашивание ЛЕГО раскрасок |
||
Сюжетно-ролевые игры с конструктором LEGO: Герои LEGO, Автоледи |
||
Конструирование «Кормушка для птиц» | Закреплять навыки, строить по схемам; Учить строить кормушку из лего-конструктора; Распределять детали лего-конструктора правильно. |
|
Д/И «Найди такую же деталь как на карточке» | закреплять названия деталей лего-конструктор; Рассматривание иллюстраций, рассказ о зимующих птицах; Закрепить знания детей, развивать внимание |
|
Конструирование «Зимующие птицы» | Закрепить навык конструирования птиц; Воспитывать доброжелательное отношение к природе. |
|
4 неделя | Отгадывание загадок с использованием конструктора LEGO | Развивать внимательность, сообразительность, логическое мышление |
Сюжетно-ролевые игры с конструктором LEGO: Полиция, LEGO- город | Дать детям основные понятия зимнего пейзажа, вспомнить особенности городских построек; Развивать умение передавать форму объекта средствами конструктора. Рассматривание иллюстраций, схем. |
|
Конструирование «Новогодние игрушки» | Развивать фантазию и воображение детей; Закреплять навык скрепления деталей; Учит строить более сложную постройку |
|
«Зимний праздник –Новый год» | Рассматривание фотографий, картин, иллюстраций; Рассказать детям о новогодних традициях своей страны, а также познакомить с традициями других стран. |
|
Конструирование «Новогодний хоровод» «Елочка красавица всем ребятам нравится». | Закрепить полученные навыки; Развивать фантазию, творчество; Вызывать положительные эмоции. |
III этап. Заключительный.
Анализ результативности работы над проектом «Лего и мы»
Работа по ЛЕГО-конструированию даёт возможность дошкольникам войти в мир социального опыта. У детей складывается единое и целостное представление о предметном и социальном мире.
Конструирование тесно связано с сенсорным и интеллектуальным развитием ребенка: совершенствуется острота зрения, восприятие цвета, формы, размера, успешно развиваются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация).
Ребёнок приобретает навыки культуры труда: начинает соблюдать порядок на рабочем месте, распределять время и силы при изготовлении моделей (для каждого занятия определена своя тема) и, следовательно, планировать деятельность.
Конструктор ЛЕГО используется как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности детей не только в рамках НОД, но и при проведении досугов, праздников, в проектной деятельности;
Основой образовательного процесса с использованием ЛЕГО-технологии является игра – ведущий вид детской деятельности.
Таким образом, использование игровых приемов с помощью ЛЕГО приносит разнообразие в процесс обучения и развития, делает его более ярким, динамичным, развивает конструктивное творчество, воображение и, конечно, мелкую моторику.
Реализация проекта значима для развития системы образования, так как способствует:
*Обеспечению работы в рамках ФГОС;
*Формированию имиджа детского образовательного учреждения;
*Удовлетворённости родителей в образовательных услугах ДОУ;
*Повышению профессионального уровня педагогов.
Список использованной литературы:
1) Брофман В – Архитектурная школа имени папы Карло: книга для детей и взрослых. – М.: «ЛИНКА – ПРЕСС», 2001. -144с.: илл.
2) Давидчук, А. Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества / А. Н. Давидчук. – Изд. 2-е, доп. М., «Просвещение», 1976.
3) Комарова, Л. Г. Строим из ЛЕГО (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора ЛЕГО) / Л. Г. Комарова. – М.: «ЛИНКА – ПРЕСС», 2001. – 88 с.: ил.
4) Куцакова, Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду: Программа и конспекты занятий / Л. В. Куцакова. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 240 с.
5) Лусс Т.С. «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО: Пособие для педагогов-дефектологов. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. -104 с.: ил. - (Коррекционная педагогика).
6) Фешина Е.В. «Лего конструирование в детском саду»: Пособие для педагогов. -М.: изд. Сфера, 2011.