Не более 44 фз. Актуальные изменения контрактной системы для участников закупок

15% всех закупок госзаказчики проводят у и некоммерческих социально-ориентированных организаций.

Что регулирует 44-ФЗ?

  • Планирование, мониторинг и аудит закупок.
  • Отбор поставщиков.
  • Заключение контрактов и их исполнение.
  • Контроль закупок.

Что не регулирует 44-ФЗ?

  • Закупки услуг у международных финансовых организаций.
  • Закупки услуг по государственной защите судей, должностных лиц, участников судов и других людей.
  • Закупки драгоценных металлов и драгоценных камней для пополнения Государственного фонда.
  • Закупки, связанные с поддержкой объектов и информационных систем чемпионата мира по футболу 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года.
  • Закупки бесплатной помощи адвоката или защиты в суде.
  • Закупки избирательных комиссий для проведения выборов и референдумов.
  • Плату за участие в закупках.

Кто принимает правовые акты по 44-ФЗ?

  • Президент Российской Федерации;
  • Правительство Российской Федерации;
  • Федеральные органы исполнительной власти;
  • «Росатом»;
  • «Роскосмос»;
  • Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

44-ФЗ основывается на положениях Конституции , Гражданского и Бюджетного кодексов Российской Федерации

Принципы контрактной системы

Важные определения

Госзаказчик — это организация, которая нуждается в товарах и услугах и оплачивает закупку. Например, больницы, школы, вузы, научные институты,

Поставщик — юридическое или физическое лицо, в том числе ИП, которое участвует в закупке и поставляет товары и услуги.

Zakupki.gov.ru — сайт единой информационной системы (ЕИС), где заказчики публикуют закупки и отчеты. В ЕИС есть реестры всех заключенных контрактов, недобросовестных поставщиков, жалоб на заказчиков и другая важная информация.

Начальная цена контракта (НМЦ) — стоимость поставки товаров, которую устанавливает заказчик. НМЦ нужно обязательно обосновывать. Поставщики не могут предложить цену, выше НМЦ.

Электронная торговая площадка — сайт, на котором заказчики размещают закупки, поставщики подают заявки на участие в закупках, проводятся электронные аукционы.

Специализированная электронная площадка — сайт с доступом по защищенным каналам связи, на котором проводят закрытые закупки.

Заявка на участие — это документы и сведения, которые поставщик подает в письменной или электронной форме, чтобы участвовать в закупке.

Единая Информационная Система (ЕИС)

Сейчас содержит

  • Информацию о закупках, возможность их поиска,
  • Шаблоны контрактов,
  • Правила нормирования,
  • Информацию о рыночных ценах на товары,
  • Планы закупок, планы-графики,
  • Отчетность по исполненным контрактам,
  • Реестр недобросовестных поставщиков.
  • Единая регистрация и реестр участников закупок.
  • Единый каталог товаров, работ и услуг.
  • Публикация закупок по ПП РФ № 615 (капремонт).

Появится в 2020 году

  • Система фиксации действий участников закупок в ЕИС и на 8 федеральных ЭТП.

Доступ к информации на ЕИС — бесплатный. Если информация об одной и той же закупке, заказчике, договоре и т.д. на ЕИС и в другом источнике отличается, то приоритет — у информации на ЕИС.

Организация ЭДО

Поставщики могут подавать заявки на участие в закупках на электронных торговых площадках. В случаях, определенных правительством, электронный документооборот может также проходить через ЕИС. Все документы подписывают электронной подписью:

  • Заказчики получают электронную подпись бесплатно в федеральном казначействе. С ней они работают в ЕИС и на ЭТП.
  • Поставщикам подпись нужна для участия в электронных закупках. С 1 июля 2018 года система в госзакупках используются квалифицированные подписи. Поставщики могут получить подпись в аккредитованном удостоверяющем центре.

Национальный режим

Национальный режим ввели, чтобы дать преимущества поставщикам российских товаров и товаров из других стран-членов ЕвразЭС. Подробнее о нём мы .

Способы проведения закупок

В зависимости от источника дохода госзаказчики могут проводить закупки и по 44-ФЗ, и по 223-ФЗ. По 44-ФЗ, если организация тратит бюджетные деньги. По 223-ФЗ, если тратит собственные и у нее есть положение о закупках.

Планирование

Планы закупок*

Планы-графики

Это основание для планов-графиков.

Нельзя провести закупку, не включенную в план-график.
  • Идентификационный код,
  • Цель,
  • Объект/ объекты,
  • Объем финансового обеспечения,
  • Сроки осуществления,
  • Обоснование,
  • Информация о технологической сложности, которая ограничивает выбор поставщика,
  • Нужно ли общественное обсуждение закупки. Оно требуется, если закупка дороже 1 млрд. рублей.

В описании каждой закупки есть:

  • Название, номер, требования к товарам и участникам,
  • Способ закупки,
  • НМЦ каждого контракта,
  • Дополнительные требования к участникам закупки, если они есть,
  • Размер обеспечения заявки и исполнения контракта,
  • Месяц и год объявления закупки,
  • Информация о банковском сопровождении контракта,
  • Применение критериев оценки закупки и др.
Формируются на 3 года. Это срок действия федерального закона о бюджете. Формируются на финансовый год.
Планы можно менять.

Вступают в силу в течение 10 рабочих дней после утверждения бюджета.

Публикуются в ЕИС, на своих сайтах и в любых печатных изданиях в течение 3 рабочих дней после утверждения, если не являются государственной тайной.

Вступают в силу в течение 10 рабочих дней после утверждения бюджета.

Публикуются в ЕИС в течение 3 рабочих дней после утверждения, если не составляют гостайны.

В плане нужно обосновать объект каждой закупки в соответствии с нормативными затратами.

В плане-графике нужно обосновать НМЦ,.

Еще заказчики учитывают квоты на закупки разными способами и должны проводить 15% всех закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных организаций.

* С 1 октября 2019 года заказчики будут планировать закупки только по планам-графикам на 3 года, планы закупок будут отменены. До конца 2019 года по-прежнему нужно составлять план закупок и план-график.

При проверке или по жалобе поставщика ФАС может признать закупку необоснованной. Тогда ее корректируют или отменяют. Виновных привлекают к административной ответственности.

Все госзакупки нормируются. Количество, цену, характеристики товаров и услуг устанавливает федеральное и местное законодательство РФ.

Государственные закупки — крупный рынок для поставщиков. В 2018 году в Единой информационной системе закупок были опубликованы госзакупки общим объемом более 8 трлн руб., из которых более 1 трлн руб. отдано малому бизнесу.

Проведение госзакупок регулирует федеральный закон № 44 «О контрактной системе». В нем прописаны все правила проведения закупочной процедуры: от ее планирования, размещения в ЕИС до выполнения всех обязательств по контракту.

Кто может участвовать в госзакупках

В закупках по 44-ФЗ заказчиками являются государственные и муниципальные органы и учреждения, бюджетные организации. Участником госзакупок может быть любое юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальные предприниматели.

Участвовать в закупках не могут организации, ИП или физлица, которые:

  • Находятся в процессе ликвидации, на стадии банкротства или конкурсного производства.
  • Имеют задолженность более 25% от балансовой стоимости активов.
  • Имеют судимость за экономические преступления по ст. 289, 290, 291, 291.1 УК РФ.
  • Привлечены к административной ответственности по ст. 19.28 КоАП РФ (дача взятки) в течение двух лет до момента подачи заявки.
  • Имеют конфликт интересов с заказчиком или другим участником закупки (близкие родственные связи).
  • Являются офшорной компанией.
  • Входят в реестр недобросовестных поставщиков.
  • Подпадают под ограничения для участия в закупках, которые установило Правительство РФ.

Участник должен подтверждить, что может участвовать в госзакупке и не относится ни к одному из требований выше, на каждой электронной торговой площадке (ЭТП), где участвует в закупках.

Дополнительные требования к участникам госзакупок

Заказчики могут предъявить дополнительные требования к квалификации участников, их опыту, деловой репутации, финансовым ресурсам и оборудованию. Такие требования устанавливают, если закупка касается реконструкции объекта культурного наследия, строительству объекта капитального строительства, ремонту автодорог и других работ из перечня Правительства РФ №99. Подтвердить соответствие требованиям участник должен до подачи заявки на закупку — прикрепив документы в личном кабинете на федеральной ЭТП.

Заказчик может потребовать, чтобы участник закупки соответствовал требованиям на выполнение определенной деятельности — имел соответствующую лицензию для проведения работ, членство в саморегулируемых организациях и тд.

Участник должен иметь патент, лицензионный договор или другое подтверждение прав на результаты интеллектуальной деятельности. Это требование обязательно, если в рамках контракта заказчик получает права на результаты интеллектуальной деятельности. Требования не устанавливается, если по контракту поставщик создает или исполняет произведение литературы или искусства, финансирует прокат или показ национального фильма.

Преференции участникам

Некоторым участникам госзкакупок предоставляются льготы или приоритет при рассмотрении заявок. Например, госзаказчики обязаны проводить 15% от всего объема закупок среди субъектов малого предпринимательства (СМП) и социально-ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО).

Кроме СМП и СОНКО, преференции в госзакупках предоставляются:

  • учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы,
  • организациям инвалидов,
  • поставщикам товаров из стран ЕАЭС (Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия).

Виды закупок

Госзаказчики могут закупить товар, работу или услуги 7 способами:

  • открытый конкурс
  • конкурс с ограниченным участием
  • двухэтапный конкурс
  • электронный аукцион
  • запрос предложений
  • запрос котировок
  • закупка у единственного поставщика (проводится в ограниченных законом случаях).

В зависимости от вида закупки победителя определяют одним из двух способов:

  1. По минимальной цене, предложенной в ходе закупки — аукцион, запрос котировок.
  2. По лучшему сочетанию цены и условий исполнения контракта, предложенным в заявках или окончательных предложениях — в конкурсах и запросах предложений.

Что нужно для победы

Как участвовать

Аукцион

Наименьшая цена

Подать заявку без ошибок, снижать цену на онлайн-аукционе.

Конкурс

Направить заявку, в которой указаны цена, характеристики товара и другие условия исполнения контракта с подтверждающими их документами.

Запрос котировок

Наименьшая цена

Отправить заявку, в которой согласиться с условиями исполнения контракта, описать товар и предложить цену.

Запрос предложений

Лучшее сочетание цены и условий исполнения

Направить заявку, в которой указаны цена, характеристики товара и другие условия исполнения контракта с подтверждающими их документами. Условия можно улучшить один раз после вскрытия всех заявок.

Также заказчики по 44-ФЗ могут провести закрытые конкурсы и аукционы, чтобы закупить товары, связанные с гостайной и обеспечением безопасности страны, услуги для Госфонда драгоценных металлов и камней, приставов и судей. Информация о таких закупках не публикуется в открытом доступе, а заказчик направляет приглашения для участия потенциальным поставщикам.

Где проводят госзакупки

Все закупки по 44-ФЗ проводят в электронной форме. Они проходят на восьми федеральных электронных торговых площадках (ЭТП): ЕЭТП, РТС-тендер, Сбербанк-АСТ, ЗаказРФ, НЭП, Российский аукционный дом, ЭТП ГПБ, ТЭК-Торг.

Чтобы участвовать в торгах по 44-ФЗ, нужно зарегистрироваться в ЕИС. Она дает доступ к госзакупкам на восьми федеральных ЭТП, а также к закупкам по капремонту по 615-ПП и торгам по 223-ФЗ для субъектов малого и среднего бизнеса. Регистрация в ЕИС бесплатная и действует три года.

Поскольку закупки проводятся в электронной форме, то для участия в них необходимо наличие усиленной квалифицированной подписи. Она понадобится для регистрации в ЕИС, отправки заявки, участия в аукционе и подписания контракта.

Обеспечение заявки, контракта и гарантийных обязательств

При подаче заявки на закупку по 44-ФЗ участник должен предоставить обеспечение заявки. Так он подтвердит свое намерение участвовать в тендере. Размер обеспечения заявки зависит от размера начальной максимальной цены контракта (НМЦК):

  • если НМЦК от 0 до 20 млн руб., то обеспечение заявки от 0,5 до 1% НМЦК
  • если НМЦК больше 20 млн руб., то обеспечение — от 0,5 до 5% НМЦК.

Обеспечение можно предоставить деньгами или банковской гарантией. Его вернут всем участникам после того, как определится победитель.

Победитель закупки при подписании контракта должен предоставить обеспечение исполнения контракта. Так он подтверждает, что исполнит свои обязательства по контракту. Размер обеспечения контракта составляет от 10 до 30% от НМЦК. Предоставить его можно деньгами на счет заказчика или банковской гарантией. Обеспечение заказчик полностью вернет, если поставщик выполнит все обязательства по контракту.

Также госзаказчик может потребовать обеспечения гарантийных обязательств. Если в закупке установлено такое требование, то заказчик может подписать акт о приемке только после предоставления обеспечения. Размер обеспечения гарантийных обязательств — не более 10% НМЦК.

Снижение начальной цены контракта на 25%

Если контракт с победителем заключен по цене, которая ниже НМЦК на 25% и больше, то к победителю применяются антидемпинговые меры:

  1. В закупках с НМЦК больше 15 млн руб. победитель должен предоставить обеспечение контракта увеличенное в 1,5 раза.
  2. В закупках с НМЦК меньше 15 млн руб. победитель может предоставить либо полуторное обеспечение контракта, либо подтвердить свою добросовестность и предоставить обеспечение в обычном размере (указан в документации). Добросовестность подтверждается тремя контрактами за 3 последние года, которые исполнили без неустоек. При этом цена одного из контрактов должна быть не менее 20% от НМЦК текущей закупки.

Кроме того, при снижении НМЦК на 25% и больше победитель не получит аванс, если он был предусмотрен в закупке.

Реестр недобросовестных поставщиков

Если компания попала в Реестр недобросовестных поставщиков (РНП), то она не сможет участвовать в закупках по 44-ФЗ и других закупках, если заказчик установит соответствующее требование.

Причины, почему победитель закупки может попасть в РНП по 44-ФЗ:

  • Если он победил в закупке (или стал единственным допущенным участником закупки) и отказался заключать договор с заказчиком.
  • Компания победила в закупке, но подписала контракт позже необходимых сроков.
  • Победитель не предоставил обеспечение контракта, предоставил его поздно или с ошибкой.
  • Если контракт расторгнут по решению суда, потому что победитель серьезно нарушил обязательства по контракту.
  • Заказчик решил расторгнуть контракт в одностороннем порядке.

При этом, если договор расторгнут по соглашению сторон, то компанию не включат в РНП. Включение в РНП можно оспорить в суде.

Закон 44-ФЗ подробно объясняет участникам госзакупок правила работы, регламентирует параметры при выборе победителя, обязывает заказчика заключить контракт с победителем и оплатить товар в срок. Поэтому он подходит начинающим участникам. Но нужно помнить, что нарушение требований 44-ФЗ на любом этапе закупки, влечет штрафы для заказчика, а участнику грозит занесением организации в реестр недобросовестных поставщиков.

Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! Наверняка, вы прекрасно понимаете смысл термина преференция. Это определенное преимущество или льгота, которая предоставляется кому-либо. Такие преимущества могут предоставляться государствам, предприятиям или организациям для поддержки определенных видов деятельности. В 44-ФЗ также предусмотрен ряд преференций, о которых пойдет речь ниже в этой статье. Мы подробно разберемся с тем, что это за преимущества и кто ими может воспользоваться. Итак, давайте начнем…

1. Преференция: что это значит по 44-ФЗ?

Цель Федерального закона № 44-ФЗ заключается не только в создании открытой и конкурентной среды при проведении госзакупок, но и в поддержке определенных категорий поставщиков, которые в этих закупках участвуют.

Согласно требований 44-ФЗ льготные условия предусмотрены для 3-х категорий участников:

Давайте теперь более подробно рассмотрим, какие преференции предусмотрены для каждой категории участников.

2. Преференции СМП и СОНКО по 44-ФЗ

Прежде чем рассказывать о преимуществах для СМП и СОНКО, установленных 44-ФЗ, предлагаю детально разобраться с тем, что это за участники и каким требованиям они должны соответствовать.

Субъекты малого предпринимательства (СМП) должны отвечать требованиям статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» .

Во-первых , доля РФ в уставном капитале СМП должна быть не более 25% , а доля иностранных юр. лиц и юр. лиц (не являющихся СМСП) в уставном капитале должна быть не более 49% .

Во-вторых , средняя численность работников СМП не должна превышать 100 человек включительно.

В-третьих , выручка без НДС или балансовая стоимость активов не должна превышать 800 млн. рублей (Примечание: Предельные значения дохода определены Постановлением Правительства РФ № 265 от 04.04.2016 года ).

С субъектами малого предпринимательства мы разобрались, идем дальше…

Социально ориентированные некоммерческие организации (СОНКО) — организации в формах, предусмотренных Главой II Федерального закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ (за исключением госкорпораций, госкомпаний и политических партий).

Данные организации должны осуществлять деятельность, перечисленную в статье 31.1 Закона № 7-ФЗ:

  • социальное обслуживание, социальная поддержка и защита граждан;
  • оказание юридической помощи на безвозмездной или на льготной основе гражданам и некоммерческим организациям и правовое просвещение населения, деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина;
  • мероприятия по медицинской реабилитации и социальной реабилитации, социальной и трудовой реинтеграции лиц, осуществляющих незаконное потребление наркотических средств или психотропных веществ;
  • и т.д. (всего 18 видов деятельности).

Теперь давайте рассмотрим преимущества, которые установлены 44-ФЗ для данных категорий участников.

Объем закупок


Заказчики обязаны осуществлять закупки у СМП и СОНКО в объеме не менее чем 15% совокупного годового объема закупок (СГОЗ). При этом таких закупок не должна превышать 20 млн. рублей (ч.1 ст.30 44-ФЗ).

Важный момент: Участники, не относящиеся к данной категории, принимать участие в закупках не могут.

Также для Заказчиков статьей 7.30 КоАП РФ предусмотрена ответственность за несоблюдение норм законодательства о размещении заказа у СМП и СОНКО.

Согласно ч.11 ст.7.30 КоАП РФ осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у СМП, СОНКО в размере менее размера, предусмотренного законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 50 000 рублей .

СМП и СОНКО на субподряде

Заказчик при проведении закупки ВПРАВЕ установить в извещении требование к поставщику, не являющемуся СМП или СОНКО, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНКО (ч.5 ст.30 44-ФЗ).

Сокращенные сроки оплаты по контракту

Если закупка проводится только среди СМП и СОНКО, то в контракт включается обязательное условие об оплате Заказчиком поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги в срок н е более чем в течение 15 рабочих дней с даты подписания Заказчиком документа о приемке (ч.8 ст.30 44-ФЗ). Для остальных закупок (не для СМП и СОНКО) этот срок составляет не более 30 календарных дней.

Размер ОИК рассчитывается от предложенной цены

В случае заключения контракта по итогам проведенной закупки среди СМП и СОНКО размер (сокращенно — ОИК), в том числе предоставляемого с учетом , устанавливается от цены, по которой заключается контракт, но не может составлять менее чем размер (ч.6 ст.96 44-ФЗ). Во всех остальных закупках размер ОИК устанавливается от НМЦК, а не от предложенной цены победителя.

ОИК можно не предоставлять

Участник закупки, с которым заключается контракт по результатам проведения закупки среди СМП и СОНКО освобождается от предоставления ОИК, в том числе с учетом антидемпинговых мер, в случае предоставления таким участником информации о 3-х исполненных контрактах без штрафов и пеней в течение 3-х лет до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом сумма цен таких контрактов должна составлять не менее НМЦК, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (ч.8.1 ст.96 44-ФЗ).

Что это значит? Это значит, что если у участника (СМП, СОНКО) есть 3 исполненных контракта по 44-ФЗ за последние 3 года, по которым не начислялись штрафы и пени, то он может предоставить информацию об этих контрактах Заказчику и не предоставлять обеспечение исполнения контракта. Главное, чтобы суммарно цена этих трех контрактов была не менее НМЦК той закупки, в которой он победил.

Для удобства проверки и предоставления подобной информации есть отличный сервис, который в считанные секунды позволяет определить, нужно ли вам предоставлять ОИК Заказчику по конкретной закупке или нет.

Действия по проверке очень просты:

  1. Вы переходите по ссылке ;
  2. В открывшемся окне вводите ваш ИНН и реестровый номер закупки, в которой вы победили;
  3. Нажимаете по кнопке “Проверить”;
  4. Получаете информацию по исполненным контрактам;
  5. Копируете полученную информацию на площадку при подписании контракта или готовите информационное письмо (в свободной форме) для предоставления Заказчику.

Уменьшенные размеры штрафов

Размер штрафа за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (определенного по итогам закупки среди СМП и СОНКО) обязательств по контракту устанавливается в размере 1% цены контракта (этапа), но не более 5 тыс. рублей и не менее 1 тыс. рублей (п.4 Постановления Правительства РФ № 1042 от 30.08.2017 г. ).

При проведении закупок на общих основаниях штрафы значительно больше (См. п.3 ПП РФ № 1042 от 30.08.2017 г.):

3. Преференции организациям инвалидов по 44-ФЗ

ОБЯЗАН предоставлять преимущества организациям инвалидов в отношении предлагаемых ими цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги в размере до 15% в установленном Правительством РФ порядке и в соответствии с утвержденными Правительством РФ перечнями товаров, работ, услуг (ч.3 ст.29 44-ФЗ).

Перечень таких товаров (работ, услуг) установлен Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 г. № 341 «О предоставлении преимуществ организациям инвалидов при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в отношении предлагаемых ими цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги» (вместе с «Правилами предоставления преимуществ организациям инвалидов при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в отношении предлагаемых ими цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги») .

Организации инвалидов — общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов) и организации, уставный (складочный) капитал которых полностью состоит из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов (ст. 29 44-ФЗ).

Критерии отнесения организаций к организациям инвалидов

Общероссийские общественные организации инвалидов (ОИ), их союзы: 80% членов – инвалиды

Организации, уставной (складочный) капитал которых на 100% состоит из вкладов ОИ:

— среднесписочная численность инвалидов по отношению к другим работникам – не менее 50%;

— доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда – не менее 25%.

Как работает преференция 15% по 44-ФЗ?

Предположим, что Заказчиком проводится закупка товара из перечня ПП РФ №341 от 15.04.2014 г. и в документации установлено преимущество для организаций инвалидов в размере 15%. Начальная максимальная цена контракта 100 000 рублей.

Участник №1 (не ОИ) предложил цену — 85 000 рублей. А Участник №2 (ОИ) в своей заявке указал цену — 80 000 рублей. Участник №2 победил, так как указал цену ниже. Но поскольку Заказчиком была установлена 15% преференция для организаций инвалидов, то Участник №2 может воспользоваться своим правом и направить Заказчику требование об увеличении предложенной им цены на 15%. Таким образом контракт с Участником №2 будет заключен по цене 80 000 + 15% = 92 000 рублей.

Единственное правило в данном случае, чтобы цена, по которой будет заключен контракт с победителем, не превышала НМЦК, установленную в документации. В нашем случае это правило соблюдается, т.к. НМЦК — 100 000 рублей, а контракт с учетом преференции 15% заключен за 92 000 рублей.

Если бы Участник №2 (ОИ) победил с ценой 90 000 рублей и воспользовался бы своим правом на получение преимущества в 15%, то контракт был бы с ним заключен за 100 000 рублей, а не за 103 500 рублей (90 000 + 15%).

4. Преференции УИС по 44-ФЗ

При проведении закупок, за исключением закупок у единственного поставщика, Заказчик ОБЯЗАН предоставлять учреждениям и предприятиям УИС преимущества в отношении предлагаемых ими цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги в размере до 15% в установленном Правительством РФ порядке и в соответствии с утвержденными Правительством РФ перечнями товаров, работ, услуг (ч.2 ст.28 44-ФЗ).

Перечень товаров (работ, услуг) установлен Постановлением Правительства РФ от 14.07.2014 г. № 649 «О порядке предоставления учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы преимуществ в отношении предлагаемых ими цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги» .

Учреждения и предприятия уголовно-исполнительной системы — организации из перечня, содержащегося в Постановлении Правительства РФ № 89 от 01.02.2000 г. (ред. от 22.11.2018 г.) «Об утверждении перечня видов предприятий, учреждений и организаций, входящих в уголовно-исполнительную систему» .

К таким учреждениям относятся: базы материально-технического и военного снабжения, управления строительства, образовательные учреждения и так далее.

Принцип работы преференции в 15% для учреждений УИС такой же, как в приведенном выше примере для организаций инвалидов. Отличие заключается лишь в перечне товаров (работ, услуг), который для УИС установлен ПП РФ № 89 от 01.02.2000 г.

И наконец, есть еще одна общая преференция для организаций инвалидов и учреждений УИС. Суть ее заключается в следующем.

В случае, если закупка осуществляется в соответствии со статьями 28 и 29 44-ФЗ, участником закупки является учреждение или предприятие УИС либо организация инвалидов и НМЦК составляет более 20 млн. рублей , размер обеспечения заявки не может превышать 2% НМЦК (ч.17 ст.44 44-ФЗ).

Для всех остальных закупок с НМЦК более 20 млн. рублей размер обеспечения заявки устанавливается в размере от 0,5% до 5% НМЦК .

Вот мы и рассмотрели с вами, какие преференции предусмотрены 44-ФЗ для участников закупок. Однако помимо рассмотренных нами преференций есть еще и статья 14 44-ФЗ, которая устанавливает преференции отечественным производителям и производителям из стран ЕАЭС но это уже тема отдельной статьи.

На этом у меня сегодня все. Надеюсь, информация была для вас полезной. А если это так, то не поленитесь поставить лайк и поддержать статью своим голосом. Все вопросы по данной теме можете задавать ниже в комментариях, с радостью на них отвечу.


  • Опубликовано в Авторские статьи
  • Прочитано 8173 раз

Может ли госзаказчик сформулировать параметры предполагаемого к поставке товара так, что в итоге такой товар сможет поставить только один производитель? Казалось бы, отрицательный ответ очевиден, ведь 44-ФЗ, действующий уже почти год, основан на принципе обеспечения конкуренции. Однако сразу несколько арбитражных судов решили иначе.

1. Производитель один? Не беда. Поставщики-то разные.

Госзаказчик провел электронный аукцион на поставку продуктов питания для беременных женщин и кормящих матерей. Один из участников аукциона оспорил результаты аукциона, указав, что под предъявленные ответчиком параметры подходят молочные смеси только одной голландской фирмы.

Рассматривая иск, судам трех инстанций предстояло ответить на вопрос: может ли госзаказчик формулировать такие параметры предполагаемого к поставке товара, которым соответствует товар только одного производителя. По мнению истца, такие действия недопустимы – они приводят к ограничению числа потенциальных участников аукциона. «Департамент существенно сузил параметры товаров, которые могут быть поставлены по результатам проведенных торгов, что привело к необоснованному ограничению числа возможных участников закупки и создало преимущество для победителя» - заявил в качестве довода проигравший участник аукциона.

В свою очередь суды единодушно посчитали такие действия госзаказчика правомерными. Они указали, что «соответствие техническим характеристикам, определенным заказчиком в техническом задании, продукции только одного производителя не является безусловным основанием, свидетельствующим об ограничении конкуренции». Товар с предложенными заказчиком параметрами, по мнению судов, «может быть поставлен неопределенным количеством поставщиков».

Логика судов проста. Не беда, что производитель один – поставить закупленный у него товар могут же разные поставщики. Однако вряд ли именно такой трактовки ожидали создатели контрактной системы в сфере госзакупок.

Кстати, факт того, что истец (проигравший участник аукциона) не являлся производителем закупаемого ответчиком товара, выступил еще одним аргументом для судов. «Истец не ограничен в выборе контрагентов, у которых он может приобретать товары, в том числе по характеристикам, предложенным ответчиком», - отметили суды (решение АС Кировской области от 13.05.14, постановление 2 ААС от 21.07.14, постановление АС Волго-Вятского округа от 20.11.14 по делу № А28-2624/2014).

2. При формулировке заявки не следует ориентироваться на количество производителей.

К таким же выводам, что и в рассмотренном выше деле, приходят суды и в других регионах. При этом появляются и новые, мягко говоря, спорные, аргументы.

Так, в региональное УФАС поступили жалобы относительно двух электронных аукционов на закупку детского питания. Доводы жалобы те же – параметры закупаемого товара соответствуют товару единственного производителя. Антимонопольное ведомство поддержало доводы жалобы и усмотрело в действиях госзаказчика ограничение числа участников аукциона. При этом региональное УФАС сослалось на письмо ФАС России от 26.12.2012 № АК/44401/12. В этом письме ФАС указал на недопустимость установления в документации о закупке требований, которым может соответствовать исключительно один производитель сухих молочных смесей.

АС Республики Саха (Якутия) с антимонопольным органом не согласился (дело № А58-5173/2014). По мнению суда, аукцион проводился именно на поставку товара, а не его производство (изготовление), следовательно, число потенциальных поставщиков неограниченно. «Поскольку предметом открытого аукциона является «поставка», а не “производство/изготовление”, то обстоятельство, что сухая кисломолочная смесь … является единственным товаром на рынке, отвечающим требованиям, установленным аукционной документацией, сам по себе не может рассматриваться как ограничение конкуренции, так как товар с установленными заказчиком параметрами может быть предложен к поставке неограниченным количеством поставщиков…», - указал суд первой инстанции в решении от 07.11.14.

Схожее дело рассмотрел и АС Республики Башкортостан (решение от 10.10.14 по делу № А07-9320/2014, в настоящее время обжаловано в 18 ААС). Как и в Якутии, региональное УФАС признало обоснованной жалобу участника электронного аукциона. По мнению ведомства, заказчик не обосновал установление конкретных параметров содержания веществ в белковой смеси (содержания белка в размере 40 г, жиров 20 г и 30 г углеводов), хотя соответствующий ГОСТ Р 53861-2010 устанавливает диапазон величин каждого компонента (белок – от 40 до 75 г, жиры – от 5 до 20 г, углеводы – от 10 до 30 г). Причем под установленные госзаказчиком конкретные параметры содержания веществ подходила белковая смесь только одного производителя.

Арбитражный суд, в свою очередь, признал недействительным решение УФАС, не усмотрев нарушений законодательства о контрактной системе. «Доводы о том … что конкретные показатели к продукции ограничивают конкуренцию, поскольку относятся только к одному виду производимой на территории Российской Федерации продукции… не могут вменяться в качестве нарушения антимонопольного законодательства, поскольку Федеральный Закон № 44-ФЗ не предусматривает обязанности заказчика при определении требований к объекту закупки руководствоваться количеством участников рынка, производителей (поставщиков, исполнителей)», - указал суд.

Решения судов первой инстанции в настоящее время не вступили в силу. Возможно, судьи вышестоящих судов иначе подойдут к решению дела, чем их коллеги в Волго-Вятском округе. Ведь необоснованное ограничение количества производителей закупаемого товара даже при неограниченном количестве поставщиков не способствует развитию конкуренции и не отвечает целям законодательства о контрактной системе в сфере госзакупок.

Дата: 29.05.2019

В очередной раз претерпевает изменения Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее также закон). Изменения внесены Федеральным законом от 01.05.2019 № 71-ФЗ и рядом других нормативно-правовых актов. Рассмотрим ключевые изменения закона о контрактной системе в отношении участников закупок.

С 01.05.2019 года Заказчики обязаны закупать услуги по организации отдыха и оздоровления детей конкурсами с ограниченным участием в электронной форме. А значит и меняется порядок участия в данной закупке для участников закупок. При участии в закупках претенденты подтверждают опыт исполнения (с учетом правопреемства) контрактов (договоров) на оказание услуг по организации отдыха детей и их оздоровлению за последние три года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены текущего контракта, договора (цены лота). В подтверждение участник закупки должен представить в комплекте заявки копию (копии) ранее исполненных контракта (контрактов) и (или) договора (договоров), заключенных участником закупки с заказчиком по 44-ФЗ или по 223-ФЗ, а также представить документы, подтверждающие исполнение указанных контрактов и (или) договоров без применения к исполнителю неустоек (штрафов, пеней) (пункт 9 приложения № 2 к постановлению Правительства от 04.02.2015 № 99).

С 12.05.2019 г вступают в силу следующие изменения.

За каждый день просрочки исполнения контракта поставщиком (исполнителем, подрядчиком) заказчик начисляет пени. Ранее в предыдущей редакции закона заказчик имел возможность установить неустойку в размере, большем одной трехсотой ключевой ставки. Теперь размер неустойки фиксированный — одна трехсотая ключевой ставки от стоимости неисполненных поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. При другом порядке расчета штрафов или пеней, установленных законодательством, применяются специальные нормы. Например, при расчете пени в договоре на поставку горячего или холодного водоснабжения пени прописывают согласно части 6.2 статьи 13 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении». Пеня выставляется в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со следующего дня после дня наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты.

Срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги поставщиком (исполнителем, подрядчиком), отдельных этапов исполнения контракта, составляет не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке. А при закупке у субъектов малого предпринимательства либо социально ориентированных некоммерческих организаций (далее СМП и СОНО) — пятнадцать рабочих дней с даты подписания акта приемки. Другой срок оплаты может быть установлен законодательством Российской Федерации, например, в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства, а также в ряде других случаев, установленных Правительством Российской Федерации.

Для участника закупок изменился срок обжалования действий заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки, закупочной комиссии при подаче жалобы в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок (далее — ФАС). Частью 3 статьи 105 закона определен пятидневный срок на обжалование действий с даты размещения в единой информационной системе (далее — ЕИС) протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок, протокола запроса предложений, а в случае определения поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом с даты подписания соответствующего протокола. При этом обжаловать положения документации или извещения о закупке вправе любой участник закупки, а после опубликования итоговых протоколов только участник, подавший заявку на участие в закупке. В отношении электронных процедур часть 4 статьи 105 устанавливает тот же пятидневный срок обжалования действий заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки. Ранее такой срок обжалования по итогам любой закупки составлял 10 дней.

Также уменьшился срок рассмотрения и проверки ФАС полученных сведений о поставщике (исполнителе, подрядчике) для внесения в реестр недобросовестных поставщиков (далее — РНП) от заказчика, он сокращен до пяти рабочих дней с даты поступления информации. В прежней редакции срок составлял 10 рабочих дней. Напомним, что по закону заказчик обязан подать сведения об участнике закупке в реестр недобросовестных поставщиков при уклонении участника закупки от заключения контракта при его подписании победителем закупки; когда контракт расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта из-за существенных нарушений поставщиком условий контракта либо в случае расторжения контракта с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по решению суда в связи с существенными нарушениями условий контракта.

С 01.07.2019 жалоба, поданная участником, сведения о котором включены в реестр недобросовестных поставщиков, рассматриваться ФАС не будет. При этом должно соблюдаться условие, что заказчик при осуществлении закупки установил в документации о закупке и извещении о закупке требование об отсутствии участника закупки в РНП.

Для подтверждения квалификации в проводимых на электронной площадке закупках отдельных видов товаров, работ, услуг, в отношении участников которых Правительством Российской Федерации установлены дополнительные требования, аккредитованный участник закупки должен направить оператору электронной площадки (далее — оператор ЭП) электронные документы по каждому объекту закупки, для которого Правительство установило такие требования. Здесь речь идет о закупках, указанных в части 2 и 2.1 статьи 31 закона, например, услугах по организации летнего оздоровления, либо аудиторских и консультационных услугах. Это позволит участвовать в закупках с дополнительными требованиями. В течение пяти рабочих дней после получения документов оператор ЭП по каждому виду продукции принимает решение о размещении документов в реестре участников. Оператор ЭП отказывает в размещении документов, если участник закупки представил не все документы, которые определило Правительство, либо предоставил документы с нарушениями.

Еще одной новеллой в законе является ведение реестров аккредитованных участников закупок. Операторы электронных площадок будут размещать на электронных площадках реестры аккредитованных участников закупок. В реестры включаются следующие сведения об участнике закупки:

  1. наименование, фирменное наименование (при наличии), если участником закупки является юридическое лицо;
  2. фамилия, имя, отчество (при наличии), если участником закупки является физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя;
  3. идентификационный номер налогоплательщика участника закупки;
  4. дата осуществления аккредитации на электронной площадке;
  5. иные информация и документы.

Участник закупки, зарегистрированный в ЕИС и аккредитованный на электронной площадке, вправе участвовать во всех электронных процедурах, проводимых на электронной площадке. Регистрация участника закупки в ЕИС и аккредитация участника закупки на электронной площадке осуществляются сроком на три года. Не ранее чем за шесть месяцев до даты окончания срока регистрации участнику необходимо осуществить регистрацию на новый срок. За четыре месяца до даты окончания срока его регистрации в ЕИС он уведомляется автоматически системой. При этом подавать заявки на участие в электронных процедурах участник имеет право за три месяца до даты окончания срока своей регистрации в ЕИС.

Ведение единого реестра участников закупок осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

Нововведения в отношении электронного аукциона существенны и давно уже были необходимы. Увеличивается размер начальной максимальной цены контракта (далее НМЦК) при сроке подачи заявок в течение семи календарных дней. На данный момент НМЦК составляет три миллиона рублей, с 1 июля ценовой порог будет составлять триста миллионов рублей. То есть все большие по суммам закупки заказчиков будут проходить значительно быстрее, чем ранее. При закупке работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту или сносу объекта капитального строительства (тендеры на недвижимость) приниматься заявки будут минимум семь календарных дней при НМЦК стоимостью до двух миллиардов рублей.

Если заказчиком в извещении о закупке и в документации о закупке установлены дополнительные требования к участникам закупки, подать заявки смогут только те участники закупок, которые разместили подтверждающие документы в реестре участников. При этом оператор отправляет в установленные законом сроки эти документы заказчику. Обязанности подавать документы во второй части заявки у участника нет.

Первые части заявок заказчик будет рассматривать минимум один, максимум три рабочих дня с даты окончания срока подачи заявок. Электронный аукцион будет проводиться в первый рабочий день после даты окончания рассмотрения первых частей заявок. Если заказчик не может определить количество поставляемой продукции в документации и извещении о закупке, в ходе электронного аукциона при самом торге участники снижают начальную сумму цен единиц товара, работы или услуги.

В случае, если при проведении электронного аукциона цена контракта снижается до половины процента НМЦК или ниже, такой аукцион проводится на право заключить контракт. При этом такой аукцион проводится путем повышения цены контракта с учетом следующих особенностей:

  1. такой аукцион проводится до достижения цены контракта не более чем сто миллионов рублей;
  2. участник такого аукциона не вправе подавать предложения о цене контракта выше максимальной суммы сделки для этого участника, указанной в решении об одобрении или о совершении по результатам такого аукциона сделок от имени участника закупки;
  3. размер обеспечения исполнения контракта рассчитывается, исходя из НМЦК, указанной в извещении о проведении аукциона;
  4. «шаг аукциона» составляет до 5 процентов цены контракта, указанной в пункте 1.

Также нововведения коснутся электронных аукционов на выполнение строительных работ. При включении заказчиком в описание объекта закупки проектной документации, первая часть заявки участника будет содержать только согласие на выполнение работ. Рассмотрения первых частей заявок заказчиком, закупочной комиссии в данном случае нет как этапа закупки. Участник, подавший согласие и заявку на участие в закупке оператору ЭП, автоматически допускается к торгам, при условии, что такая заявка не вернулась участнику закупки. Аукцион проходит через 4 часа после того, как завершится срок подачи заявок на участие в закупке. Вторые части поступивших заявок заказчик, закупочная комиссия рассматривает в обычном порядке.

Изменения также коснулись размера обеспечения заявок на участие в электронном аукционе. Обеспечение заявок составляет:

  1. от одной второй процента до одного процента начальной (максимальной) цены контракта, если размер начальной (максимальной) цены контракта составляет от пяти миллионов рублей до двадцати миллионов рублей;
  2. от одной второй процента до пяти процентов начальной (максимальной) цены контракта, если начальная (максимальная) цена контракта составляет более двадцати миллионов рублей.

С 01.07.2019 г. участники смогут предоставлять в качестве обеспечения заявки на электронный конкурс или аукцион банковские гарантии (ч. 52 ст. 112 закона).

В статье 37 закона в отношении антидемпинговых мер появилось ценовое ограничение.

более чем пятнадцать миллионов рублей и было снижение предложенной участником цены на двадцать пять и более процентов от НМЦК, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в полтора раза больше размера обеспечения исполнения контракта, указанного в документации и извещении о закупке, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).

Если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и было снижение предложенной участником цены на двадцать пять и более процентов от НМЦК, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в полтора раза больше размера обеспечения исполнения контракта, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки, с одновременным предоставлением таким участником обеспечения исполнения контракта, установленного документацией о закупке.

Добросовестность участника закупки подтверждается только исполненными без неустоек контрактами, которые можно выбирать из реестра контрактов по номеру реестровой записи. Добросовестный участник должен в течение одного года до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе исполнить три и более контрактов (при этом все контракты должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней), либо в течение двух лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе четырех и более контрактов (при этом не менее чем семьдесят пять процентов контрактов должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней), либо в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе трех и более контрактов (при этом все контракты должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). При этом цена одного из контрактов должна составлять не менее 20 процентов от НМЦК, установленной в извещении и документации о закупке.

Ряд изменений закона касается существенных условий контракта и обеспечения исполнения контракта. Рассмотрим их.

Часть 1 статьи 34 закона дополнена следующим условием. В случае, если количество товаров (работ, услуг) не определено, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика. Если контракт разделен на этапы поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, цена каждого этапа устанавливается в размере, сниженном пропорционально снижению НМЦК. Например, контракт включает четыре этапа поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг. Победитель закупки в ходе аукциона снизил НМЦК на пять процентов. В этом случае цену каждого этапа заказчик в контракте уменьшает на пять процентов.

В законе появились новые основания изменения существенных условий контракта:

1. Закупка работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, сохранению объектов культурного наследия. Изменить контракт можно до 10 процентов от цены.

2. Если контракт заключен на срок не менее года и его цена составляет или превышает размер, установленный Правительством. При этом возникли обстоятельства, при которых исполнение такого контракта по независящим от сторон обстоятельствам без изменения его условий невозможно, по решению Правительства, высшего исполнительного регионального либо муниципального органа власти в контракт можно внести изменения. При этом должны соблюдаться следующие условия:

  1. Осуществление закупки на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, сохранению объектов культурного наследия.
  2. В результате изменений, срок исполнения контракта не увеличится, а цена не вырастет более чем на 30 процентов.

3. Если контракт на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, сохранению объектов культурного наследия невозможно исполнить по независящим от сторон обстоятельствам или если контракт не исполнен в срок по вине подрядчика. В этом случае можно однократно продлить срок исполнения контракта на срок, который не превышает срок исполнения при его заключении. Если нарушение сроков исполнения произошло по вине подрядчика, то продление срока возможно, когда контрагент выплатит неустойку.

4. Контракт с единственным поставщиком может быть изменен по пунктам 1, 8, 22, 23, 29, 32, 34, 51 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.

В отношении обеспечения исполнения контракта и гарантийных обязательств. У заказчика появилось право устанавливать в документации и проекте контракта требование обеспечить гарантийные обязательства, если такое необходимо. Документы о приемке оформляются после того, как поставщик представит обеспечение гарантийных обязательств в порядке и сроки, установленные контрактом. Размер обеспечения обязательств не должен превышать 10 процентов от НМЦК.

Участник закупки самостоятельно определяет способ обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств (внесение денежных средств либо банковская гарантия), срок действия банковской гарантии. При этом срок действия банковской гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств не менее чем на один месяц. Контрагенты смогут изменять обеспечение контракта в ходе его исполнения.

В отношение субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций (далее СМП и СОНО) порядок предоставления обеспечения исполнения контракта облегчен. Теперь участники из числа СМП и СОНО вправе не предоставлять обеспечение, если в течение трех лет до момента подачи заявки, они исполнили минимум три контракта без неустоек. Сумма цен таких контрактов должна быть не меньше НМЦК, которая указана в извещении и документации о закупке. Сведения об исполненных контрактах подтверждаются из реестра контрактов. Контракты с правопреемством не учитываются. Правило действует и тогда, когда заказчик применяет антидемпинговые меры.

В контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Срок возврата контрагенту суммы обеспечения исполнения контракта не должен превышать 30 календарных дней с даты исполнения всех обязательств контрагентом. При закупке у СМП и СОНО срок составляет 15 календарных дней.

Законодатель закрепляет право заключения контракта со вторым участником в случае если заказчиком осуществлено расторжение контракта в одностороннем порядке, по решению суда или по соглашению сторон. Вторым участником является претендент, который в ходе закупки предложил лучшие условия после победителя. Участник под номером два вправе отказаться заключать контракт. При этом, если расторжение контракта было в одностороннем порядке, контракт со вторым участником заказчиком заключается только после того, как сведения о победителе будут внесены в РНП.

При заключении контракта со вторым участником необходимо уменьшить объем продукции и цену пропорционально исполненным обязательствам.

В отношении закупок у единственного поставщика с 01 июля вступят в силу следующие изменения. Увеличен лимит малых закупок по пункту 4 части 1 статьи 93 Закона. Максимальный ценовой предел прямых закупок составит триста тысяч рублей взамен предыдущих ста тысяч рублей, что здорово облегчит жизнь как Заказчика, так и поставщика в отношении «недорогих», но важных закупок. Увеличение ценового предела до миллиона рублей при закупке лекарственных препаратов у единственного поставщика по решению врачебной комиссии взамен предыдущих двухсот тысяч вводит изменение п. 28 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

С 31.07.2019 года вступают изменения в отношении закупок у единственного поставщика по пункту 5 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. Сумма прямых закупок учреждений культуры и образования составит шестьсот тысяч рублей взамен предыдущим четырёмстам, при максимальном годовом объеме таких закупок тридцать миллионов рублей. Таким образом у участников закупок, заключающих по п.5 ч.1 статьи 93 прямые контракты с заказчиками сферы культуры и образования, вырастет ценовой предел заключения контрактов.

С 01.10.2019 года если контракт предусматривает поэтапное исполнение и выплату аванса, заказчику необходимо включить в извещение и в контракт условие о размере аванса в отношении каждого этапа в виде процента от размера цены этапа. Если выплата предусмотрена, в извещении прописывается размер аванса. С 1 июля не допускается выплата аванса участнику, в отношении которого применяются антидемпинговые меры.

С 01.01.2020 года начинает свою работу ГИС «Независимый регистратор». Система предназначена для того, чтобы осуществлять мониторинг и фиксировать действия и бездействие участников закупок и заказчиков. Основная задача системы заключается в том, чтобы отслеживать в том числе и работоспособность ЕИС, а также электронных площадок. Сейчас заказчики и участники закупок могут самостоятельно установить и применять программу. С 1 января 2020 года работа в программе будет обязательной для всех сторон, вовлеченных в процесс закупочной деятельности по 44-ФЗ.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» подвергся значительным изменениям как для участников закупок, так и для заказчиков. Даст ли это желаемый результат, облегчит ли и без того сложную систему закупочной деятельности заказчика и вовлеченности на всех этапах в эту деятельность участников закупок, покажет время. Нам же остается учиться применять введенные нормы законодательства и ожидать практики применения нововведений.

Перечень используемых материалов:

  1. Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в редакции с изменениями от 01.05.2019;
  2. Федеральный закон от 01.05.2019 N 71-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
  3. Обзор изменений в закупках по 44-ФЗ с мая 2019 года. Н. Козлова.

Последние материалы раздела:

Презентация на тему
Презентация на тему "«Алые паруса» А

Шепеленко Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы Персональный сайт: www.shepelenko.ucoz.ru Муниципальное казённое образовательное...

Егаис: инструкция по применению Как настроить егаис для розницы
Егаис: инструкция по применению Как настроить егаис для розницы

Подключение к ЕГАИС — требующий предварительной подготовки и материальных вливаний процесс. Кому и зачем подключаться к ЕГАИС и как это сделать,...

Городская ярмарка вакансий
Городская ярмарка вакансий

Образование и карьера Место проведения: Гостиный двор Адрес: Москва, ул. Ильинка, д. 4Школьникам и абитуриентам: "Выставка институтов" - День...