Идентичность и индивидуальность бренда как ключевая задача бренд-менеджмента. Проективная стадия брендинга Расширенная идентичность бренда пример

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Определение, основные задачи и стратегия бренда и брендинга. Сущность и специфика корпоративной культуры и корпоративной идентичности, особенности их формирования для построения успешного бренда. Исследование их роли на примере создании бренда "Сбербанк".

    курсовая работа , добавлен 06.01.2011

    Бренд-средство коммуникации. Имидж бренда. Позиционирование товаров индустрии моды. Имя бренда как символ его имиджа. Алгоритм построения имиджа бренда. Понятие бренда распространяется на человека, идею, организацию, товар или услугу. Концепция бренда.

    реферат , добавлен 06.11.2008

    Бренд как средство коммуникации. Имидж бренда. Позиционирование товаров индустрии моды. Имя бренда как символ его имиджа. Алгоритм построения имиджа бренда. Бренд как совокупность идей, представлений, образов, ассоциаций. Анализ эффективности бренда.

    реферат , добавлен 06.11.2008

    Бренд как продукт, виды его идентичности. Различие между имиджем, идентичностью и позиционированием. Методология исследования потребительского восприятия. Проведение анализа рекламных коммуникаций бренда Miss Dior и потребительского восприятия бренда.

    дипломная работа , добавлен 23.10.2011

    Предпосылки возникновения, развитие, специальные средства формирования и функционирование бренда. Тара как двигатель бренда. Законы создания бренда. Изменение имиджа бренда, его перестройка и результаты на примере такого бренда как "Клинское".

    курсовая работа , добавлен 05.12.2008

    История компании "Danone". Анализ рынка бренда. Позиции бренда на рынке России. Профиль целевой аудитории. Позиционирование бренда на макроуровне. Характеристика продуктовой и ценовой стратегии бренда. Проблемы бренда и рекомендации по их устранению.

    аттестационная работа , добавлен 23.04.2015

    Признак бренда - предпочтение, оказываемое ему потребителем. Создание корпоративного бренда, выбор названия торговой марки. Торговая наценка за качество и престиж бренда. Оценка эффективности бренда компании. Бренд как символ качества и ценности товаров.

    В специальной литературе по брендингу и на практике при разработке концепции бренда используются различные модели, описывающие структуру характерных особенностей бренда. Рассмотрим наиболее существенные из них.

    Модель Brand Identity System (Д. Аакер, США). Д. Аакер предложил модель, согласно которой характерные особенности бренда изучаются на двух уровнях по 12 позициям, сгруппированным по четырем направлениям: бренд как товар, бренд как организация, бренд как индивидуальность и бренд как символ (рис. 4.1) .

    Рис. 4.1.

    Стержневая идентичность представляет собой основополагающую, устойчивую идентичность бренда, не зависящую от товарной группы и конкретного рынка. Стержневая идентичность по Д. Аакеру близка к понятию сущности бренда - ключевой идеи, выражающей дух бренда. Расширенная идентичность содержит элементы идентичности бренда, объединенные во взаимосвязанные значимые группы и придающие идентичности структурную завершенность. Система характерных особенностей бренда должна помочь установить отношения между брендом и потребителями, создавая предложение ценности, включающее в себя функциональные, эмоциональные выгоды или выгоды самовыражения.

    Модель Аакера описывает систему характерных особенностей бренда как движущую силу его ассоциаций. Этим объясняется некоторый дефицит стройности и системности в изложении структуры характерных особенностей бренда.

    Модель Brand Identity Prism (Ж.-Н. Капферер, Франция). Одной из лучших структурных моделей характерных особенностей бренда является призма идентичности бренда, предложенная в 1991 г. Ж.-Н. Канферером. Она состоит из семи элементов, шесть из которых расположены в виде граней призмы, седьмой элемент находится в центре (рис. 4.2).


    Рис. 4.2.

    • 1. Физические данные. Внешний вид товара и его физические особенности, внешние проявления бренда. Каков конкретно этот бренд? Что он делает? Как он выглядит?
    • 2. Индивидуальность. Описание характерных особенностей бренда в категориях личностных черт. Это может быть знаменитость, олицетворяющая бренд, руководитель компании, выдуманный персонаж, герой рекламы или устойчивый набор ассоциаций.
    • 3. Культура. Образ страны, история компании или товара, традиций, корпоративные ценности, национальные особенности и т.н.
    • 4. Взаимоотношения. Определенный тип взаимоотношений и взаимодействий между потребителем и брендом, тип поведения, по большей части идентифицирующий бренды. Грань взаимоотношений определяет способ действия брендов, поставки услуг, отношений с потребителями.
    • 5. Отражение. Как хочет выглядеть потребитель в восприятии других, а также какое впечатление производить на них при использовании бренда? Грань отражения выражается в высказываниях потребителей «это для молодежи, это - для старшего поколения» и т.п.
    • 6. Самообраз. Что думает и чувствует потребитель и как он себя идентифицирует при использовании бренда?
    • 7. Суть бренда. Самое главное о бренде в двух-трех ключевых словах.

    Ж.-Н. Капферер не считает суть бренда обязательным элементом

    системы его характерных особенностей. Однако он признает важность этого элемента для выделения главного при организации маркетинговых коммуникаций. Поэтому рекомендует отображать суть бренда в центре призмы идентичности.

    В табл. 4.1 представлены грани призмы идентичности брендов роскоши - рубашек «Ralph Lauren Polo» и «Lacoste Shirt 12x12».

    Таблица 4.1

    Грани призмы идентичности брендов «Ralph Lauren Polo» и «Lacoste Shirt 12x12»"

    «Ralph Lauren Polo»

    «Lacoste Shirt 12x12»

    Физические

    От «по случаю» до официального, всегда удобно

    Мягкий, для открытого воздуха, значок с крокодилом, разноцветный

    Индивидуальность

    Уверенный в себе

    Хорошо сбалансированный, подлинный, безмятежный

    Взаимоотношения

    Социальная заметность, исключительность

    Доблестный, доступный

    Культура

    Американец - англосакс и протестант, бостонская элита, американский, роскошный

    Аристократические идеалы, искушенность и простота, спорт и классика, индивидуализм

    Отражение

    Они - молодые люди с хорошим социальным происхождением, милые и богатые: идеальный зять

    Они - мужчины и женщины, одетые неброско, но классно

    Самообраз

    Я - современный, я - модный, я - элитарный

    Я - сдержанно элегантен, я всегда одет правильно по любому случаю

    Модель Ж.-Н. Капферера обладает рядом достоинств:

    • комплексность. Данная модель охватывает функциональный, личностный, социальный и культурный уровни значения бренда;
    • психологичность. Модель учитывает различные аспекты взаимодействия потребителя с брендом;
    • коммуникативность. Модель учитывает основные грани отправителя сообщений - оферента (в первую очередь, физические данные и индивидуальность) и грани получателя сообщений - потребителя (в первую очередь, отражение и самообраз);
    • семиотичность. Модель учитывает семиотические особенности бренда. План выражения бренда представлен гранями отражения, взаимоотношения и физических данных, план содержания - гранями индивидуальности, культуры и самообраза.

    Модель идентичности бренда де Чернатони (Л. де Чернатони, Великобритания). Чернатони предлагает модель идентичности бренда, которая состоит из пяти элементов; каждый предыдущий уровень создает основу для последующего уровня:

    • атрибуты бренда;
    • выгоды;
    • эмоциональное вознаграждение;
    • ценности;
    • личностные качества .

    Атрибуты бренда отражают внешние проявления бренда, по которым он идентифицируется потенциальными потребителями. Выгоды сосредоточены на рациональных преимуществах, предоставляемых потребителю. Эмоциональное вознаграждение выражает совокупность впечатлений и эмоциональных переживаний при взаимодействии с брендом. Ценности - важные жизненные принципы, которые бренд разделяет со своими потребителями. Личностные качества - это индивидуальность бренда (описание марки в категориях личностных черт).

    Модель 4D-branding (Т. Гэд, Швеция). Экономист Т. Гэд предложил модель четырехмерного брендинга. По его мнению, сильный бренд можно представить в виде мыслительного поля бренда, существующего в четырех измерениях (рис. 4.3):

    • 1) функциональное - описывает уникальные характеристики товара или услуги, а также восприятие его полезности, ассоциируемой с брендом;
    • 2) социальное - касается способности идентифицировать себя с определенной общественной группой;
    • 3) духовное - восприятие глобальной или локальной ответственности;
    • 4) ментальное - способность оказывать конкретному человеку ментальную поддержку.

    Рис. 43.

    (по Т. Гэду)

    Развитие всех четырех измерений бренда обеспечивает его уникатьное место в сознании потребителей и силу покупательской приверженности. В табл. 4.2 показаны примеры мыслительных полей брендов согласно модели 4D-branding.

    Отличия модели Т. Гэда от модели функционирования социальных систем по Т. Парсонсу обсуждались в параграфе 1.1. Детальный анализ предложенной модели позволяет сделать вывод о том, что она представляет собой адаптированный и упрощенный вариант модели Ж.-Н. Капферера. 1

    Мыслительные поля брендов 1

    Функциональное

    Вещи в 1КЕЛ отличаются приятным современным дизайном, функциональностью и отличным качеством для такой цены

    Всегда, когда вы имеете дело с Virgin , вы встречаете более низкие цены, более высокое качество и более приятную атмосферу

    Социальное

    Покупать в IKEA - значит быть хозяйственным. Люди понимают, что я люблю качественные вещи и хороший современный дизайн, но я не хочу за них переплачивать

    Мне нравится Virgin: они как хороший друг. У пас одни и те же ценности и жизненные установки, нам нравится веселиться

    Духовное

    IKEA способствует развитию демократических процессов в мире как методами своей работы, так и давая людям возможность самим улучшать свой быт

    Мне нравится, что Virgin стремится бросить вызов большим и нерасторопным корпорациям

    Ментальное

    IKEA заставляет меня кое-что делать самому, а еще я прихожу сюда за вдохновением и идеями

    С Virgin мне хорошо. Когда я лечу на их самолете, мой мозг отдыхает

    Модель идентичности бренда Келлера (К. Келлер, США). Келлер выделяет три элемента идентичности бренда:

    • 1) позиционирование бренда;
    • 2) ценности бренда;
    • 3) коды бренда .

    К. Келлер считает позиционирование бренда частью его идентичности. Значение элемента «Коды бренда» близко к понятию сути бренда.

    Модель Brand Wheel (Bates Worldwide , США). Данная методика разработана сотрудниками рекламного агентства Bates Worldwide. Сущность метода, названного «колесо бренда» (Brand Wheel), заключается в том, что бренд представляет собой набор из пяти «оболочек», вложенных одна в другую. «Колесо бренда» позволяет описать и систематизировать основные аспекты взаимодействия бренда с потребителем (рис. 4.4).

    • 1. Атрибуты. Что представляет собой бренд (физические и функциональные характеристики бренда)?
    • 2. Преимущества. Что бренд делает для меня (физический результат от использования бренда)?
    • 3. Ценности. Какие эмоции я испытываю при использовании бренда? Что я думаю о себе и что другие думают обо мне, когда я пользуюсь брендом (эмоциональные результаты от использования бренда)?
    • 4. Индивидуальность. Если бы бренд был человеком, кем бы он был? Представьте себе, что бренд - это человек. Как он выглядит? Сколько ему лет? Какова его профессия? Это мужчина или женщина? Опишите, что его окружает, типичные ситуации, в которых он находится. Что бренд сказал бы вам?
    • 5. Суть. Ядро бренда: ключевая идея, предлагаемая потребителям 1 .

    Рис. 4.4.

    В табл. 4.3 приведен пример заполнения «колеса бренда» для трех брендов автомобилей: «RangeRover», «Mercedes» и «BMW».

    Таблица 4.3

    «Колесо брендов» «Range Rover», «Mercedes» и «BMW»

    Атрибуты

    Специалист, опыт, наследственность

    Германский, элитный, дорогой, высшее качество, история, мужской

    Германский, роскошный, дорогой, отлично спроектирован, качество, высокие эксплуатационные качества, наследие, мужской

    Преимущества

    Отличен в управлении, мощный, наслаждение от вождения

    Надежность, уверенность, престиж

    Эксплуатационные качества спортивного автомобиля в сочетании с комфортом роскошного автомобиля

    Ценности

    Превосходен на дороге и вне ее, «пройдет везде», доминирует на дороге, командная позиция

    Безопасность, превосходство, хозяин

    Молодой, но опытный; водитель с большой буквы

    Модифицированное колесо бренда Елены Петровой (Е. Ю. Петрова, Россия). Практикующий психолог и психотерапевт, редактор по психологии журнала «Рекламные идеи» Е. Ю. Петрова адаптировала модель Brand Wheel в соответствии с моделью контактов, разработанной в гештальт- тератии (рис. 4.5).


    Рис. 4.5.

    Согласно модифицированному «колесу» Е. К). Петровой знакомство потребителей с брендом происходит через взаимодействие с его внешней оболочкой. По мере углубления взаимодействия с брендом потребитель проникает во внутренние слои, постепенно постигая его суть.

    На начальном этапе впечатление о бренде складывается у потенциального потребителя на основе того, что ему известно о том, как этот бренд выглядит, - внешних проявлениях бренда. Затем потребитель анализирует, что бренд делает для своих клиентов, как он коммуницирует с ними, как себя позиционирует и что обещает. Для анализа значения марочных коммуникаций важно понимать, в каком контексте происходят эти коммуникации; здесь анализируется поле «потребители - товарная группа бренда». Потребитель по-своему интерпретирует действия и коммуникации бренда. Например, ограниченность и одинаковость ассортимента в фастфуде «McDonald’s» клиенты воспринимают как «наличие стандартов», а чистоту оценивают как «гигиену». В результате у потребителя формируется образ бренда как человека - характер марки, психографический портрет и социальная роль. Итогом анализа характерных особенностей бренда в соответствии с модифицированным «колесом» Е. Ю. Петровой является определение так называемого внутреннего послания бренда. Это главная коммуникационная идея бренда, которую производители никогда не передают напрямую. Принципиально важно, чтобы потребитель додумался до этой идеи самостоятельно, обрел смысл бренда на личном опыте - в результате инсайта. Так, внутреннее послание бренда «McDonald’s»: «Будьте веселы и свободны, как дети!». Внутреннее послание бренда «Coca-Cola»: «Где мы, там всегда праздник!».

    Модель Brand Platform (Young& Rubicam, США). Сетевое рекламное агентство Young & Rubicam разработало собственную модель идентичности бренда, которая состоит из шести элементов (рис. 4.6).


    Рис. 4.6.

    В качестве примера опишем идентичность бренда пива, целевой аудиторией которого являются женщины в возрасте от 25 до 40 лет.

    • 1. Ценности. Легкость и неповторимость.
    • 2. Индивидуальность. Приятная модная подружка, умело поддерживающая легкую увлекательную беседу.
    • 3. Функциональные преимущества. Высококачественное пиво с легким освежающим вкусом.
    • 4. Эмоциональные преимущества. Оптимистичный, радужный.
    • 5. Причина для доверия. Производится лидером рынка, экспертом пивоварения; современная, красивая, не похожая на другие бутылка.
    • 6. Предложение. Легкий взгляд на жизнь, позволяющий подчеркнуть свою женственность и неповторимость 1 .

    Данная модель сочетает в себе элементы идентичности бренда (1, 2), его позиционирования (3, 4) и коммуникационной платформы (5, 6).

    Модель Brand Works (Research Business International, Великобритания). Британская исследовательская фирма Research Business International предлагает модель, включающую в себя шесть граней.

    • 1. Образ пользователя (соответствует представлению о своих потенциальных потребителях).
    • 2. Образ продукта (отражает то, как потребители воспринимают функциональные особенности брендового товара).
    • 3. Образ услуги (характеризует то, как бренд взаимодействует с потребителем, как он поставляется клиентам и как он функционирует).
    • 4. Образ события (учитывает контексты, в которых происходит взаимодействие потребителя с брендом).
    • 5. Личность (отражает эмоциональные и рациональные ценности бренда и помогает выразить связь между потребителем и брендом).
    • 6. Самобытность (связывает пять остальных элементов системы характерных особенностей бренда как цельный и эмоционально близкий образ) .

    Модель Thompson Total Branding (J. Walter Thompson, Великобритания). Специалисты из рекламного агентства J. Walter Thompson (JWT) считают, что главными элементами успешного бренда являются качество идей, качество товара, понимание потребителя и эффективное использование каналов коммуникации. Проанализировав многолетний опыт своей деятельности, сотрудники JWT разработали модель брендинга, названную ими Thompson Total Branding (ТТВ). Согласно данной модели бренд разделяется на несколько уровней, каждый из которых является центром для последующего слоя (рис. 4.7).


    Рис. 4.7.

    Структурная модель Thompson Total Branding выполнена в рамках концепции «товара с подкреплением». Ядром бренда является собственно продукт - то, что он представляет собой с его назначением и функциональным качеством. Следующий слой, включающий в себя предыдущий, - позиционирование - то, для чего этот продукт предназначен и чем бренд отличается от других марок в своей группе товаров. Затем следует целевая аудитория - те потенциальные потребители, на которых направлен сам продукт и все его коммуникации; последний уровень -индивидуальность бренда - описание характерных особенностей бренда, если представить его как человека .

    Модель Brand Key (Unilever , Великобритания - Голландия). В британско-голландской корпорации Unilever, имеющей в своем портфеле более 400 глобальных и локальных брендов, пользуются собственной моделью, которая состоит из восьми элементов (рис. 4.8).

    Рис. 4.8.

    • 1. Конкурентное окружение. Описание особенностей основных конкурентов: сильные и слабые стороны конкурентных брендов.
    • 2. Целевая аудитория. Характеристика потенциальных потребителей бренда и ситуации потребления брендового товара.
    • 3. Потребительский инсайт, на котором базируется бренд. Внезапное озарение потребителя, побуждающее его покупать бренд. Инсайт базируется на ответах на следующие вопросы. Что движет покупателем? Какую потребность ему важно удовлетворить? Что думают и делают люди? Почему они это делают?
    • 4. Выгоды. Это различные функциональные и эмоциональные выгоды, влияющие на покупку.
    • 5. Ценности и индивидуальность. Важные убеждения потребителей, поддерживаемые брендом, и характер бренда, описанный в категориях личностных черт. Ценности выражаются в ответе на вопрос: что мы поддерживаем и во что верим? Индивидуальность проявляется в том, как мы себя ведем.
    • 6. Причина для доверия. Доказательство, убеждающее покупателя в достижимости обещаний бренда. Обычно это выражается в виде ответов на три вопроса. Кто мы? Что мы имеем? Как мы это делаем?
    • 7. Главная различительная черта. Единственная наиболее привлекательная и конкурентоспособная причина для выбора, обращенная к целевому потребителю.
    • 8. Суть бренда. Главная идея бренда, выраженная двумя-тремя словами 1 .

    Анализ структуры этой модели позволяет сделать вывод о том, что она

    представляет собой комбинацию коммуникационной стратегии (1, 2, 3), позиционирования (4, 6, 7) и идентичности бренда (5, 8).

    Модель Brand Pyramid (Mars, США). Американская компания Mars, имеющая в своем портфеле более 60 глобальных и локальных брендов, пользуется моделью пирамиды бренда. Согласно этой модели идентичность бренда состоит из семи элементов, которые взаимосвязаны следующим образом: каждый предыдущий уровень создаст основу для последующего уровня (рис. 4.9).

    • 1 .Атрибуты бренда - это внешние признаки бренда, по которым он идентифицируется потребителям и.
    • 2. Функциональные выгоды - то, какую пользу и рациональные выгоды приносит потребителям брендовый товар.
    • 3. Эмоциональные преимущества - все те эмоции и чувства, которые переживает покупатель в процессе покупки и потребления брендового товара (услуги).
    • 4. Ценности потребителя - убеждения и жизненные принципы, которые поддерживает бренд.
    • 5. Индивидуальность бренда описывает его характер и различительные черты.
    • 6. Уникальное торговое предложение - главная причина для покупки бренда потребителем.
    • 7. Суть бренда - ключевая идея бренда, его смысловое ядро, выраженное в двух-трех словах .

    Рис. 4.9.

    Модель пяти кругов индивидуальности бренда («Паприка брендинг», Россия). Руководители бренд-консалтинговой фирмы «Паприка брендинг» М. Васильева и А. Надеин предложили пятиуровневую модель характерных особенностей бренда (рис. 4.10).

    • 1. Вера, убеждения.
    • 2. Миссия и слоган (рекламный слоган выражает миссию).
    • 3. Внешние черты бренда (например, упаковка, название, персонаж).
    • 4. Характер бренда, выражающийся в языке и поведении.
    • 5. Стиль рекламы .

    Рис. 4.10.

    Анализ структуры этой модели позволяет сделать вывод о том, что она представляет собой комбинацию идентичности бренда (1, 2, 4), коммуникационной стратегии (2, 4, 5) и идентификаторов бренда (3).

    Нестандартные структурные модели идентичности бренда. Некоторые компании используют нестандартные модели при описании идентичности бренда.

    Бренд «Mercedes-Benz ». Идентичность бренда «Mercedes-Benz» представлена на рис. 4.11.


    Данная модель описывает бренд в виде системы, состоящей из четырех компонентов: особенности товара, ценности бренда, позитивные и негативные ассоциации бренда и ядро бренда.

    Бренд «Rich». При выпуске на рынок нового бренда соков «Rich» петербургская компания Multon описала систему характерных особенностей следующим образом (рис. 4.12).

    Данная модель совмещает в себе идентичность бренда и его коммуникационную платформу. Непосредственно к идентичности бренда относятся элементы «Отличительная черта», «Эмоциональные преимущества», «Представление потребителя», «Личность (характер) марки» и «Сущность марки».

    При разработке идентичности бренда используются различные модели, описывающие структуру его идентичности. В большинство моделей включают следующие элементы системы характерных особенностей бренда:

    • ценности бренда;
    • индивидуальность бренда;
    • тип взаимоотношений бренда с потребителем;
    • суть бренда.

    Рис. 4.12.

    1 Казанцева А. Жизнь - хорошая штука. Как ни крути // Индустрия рекламы. 2002. № 19. С. 23.

    Требования к качественно разработанной идентичности бренда подразумевают эффективность в выполнении брендом своих главных функций: идентификации, дифференциации и влияния на потребительское поведение.

    Важно запомнить

    Идентичность бренда «на вырост»

    Правильно разработанная идентичность бренда должна выдерживать расширения (без изменений или с минимальной адаптацией):

    • в смежные сегменты потребителей;
    • смежные географические рынки;
    • смежные товарные виды, линии, группы и классы;
    • смежные ценовые сегменты.

    Примером успешной разработки бренда с учетом его перспективных расширений можно считать бренд «Едим дома!».

    Бренд «Едим дома!». Когда разрабатывался бренд «Едим дома!», его создатели заложили в идеологию бренда глобальную тенденцию и возможности расширения в несколько товарных рынков. Этот бренд противостоит глобальной тенденции экономии времени и усилий за счет питания полу- приготовленной едой ограниченного ассортимента, посредственного качества и заурядного вкуса. Питаясь полуфабрикатами, потребитель лишен возможности проявить уважение к себе и своим близким, выразить себя в приготовлении интересных блюд, порадовать себя и своих родных действительно вкусными и по-настоящему полезными яствами. Эти ценности выражает бренд «Едим дома!».

    Позиционирование бренда «Едим дома!»: бренд, олицетворяющий современный стиль жизни, который подразумевает здоровое питание, активный и здоровый образ жизни, семейные ценности, карьеру и т.д.

    Основная целевая группа : женщины 25-40 лет с доходом средним и выше среднего, зрители телепрограммы «Едим дома!».

    Философия бренда : предлагать покупателю только лучшее, то, во что верит главный герой и лицо бренда - Юлия Высоцкая.

    Бренд «Едим дома!» появился в сентябре 2003 г. как одноименная телепередача с бессменной ведущей Юлией Высоцкой. В декабре 2005 г. вышла первая книга кулинарных рецептов «Едим дома!». В 2007 г. бренд «Едим дома!» решал задачи расширения бренда с первоначального рынка Media на рынки FMCG, Publishing и HORECA.

    Рынок FMCG самый емкий, поэтому его решили осваивать поэтапно. В 2007 г. бренд «Едим дома!» вышел на рынки замороженных продуктов быстрого приготовления (вареников и пельменей), майонезов и соусов (сегменты Premium и Middle+). На рынке Publishing продолжал лидировать в сегменте кулинарных книг. На рынке Multimedia осуществлялся выход на рынки CDROM и DVD. В 2008 г. расширение продолжилось на рынки замороженных готовых обедов, молочных продуктов, салатных и овощных смесей. В дальнейшем бренд «Едим дома!» намерен осваивать рынки предметов кухонной утвари, домашнего обихода и интерьера, кулинарную студию, сеть магазинов, интернет-магазин, рестораны, доставку ингредиентов, продуктов питания и готовых блюд.

    В 2007 г. бренд «Едим дома!» получил российскую национальную телевизионную премию «ТЭФИ» за высшие достижения в области телевизионных искусств в номинации «Развлекательная программа: образ жизни». В том же году этот бренд занял третье место на конкурсе «БРЭНД ГОДА/ EFFIE» в номинации «Новый товар или услуга», где соревновались проекты по выведению на рынок бренда новой группы товаров, не являющейся расширением существующей линейки 1 .

    С августа 2015 г. сайты Юлии Высоцкой «Едим дома» (http://www. edimdoma.ru, http://shop.edimdoma.ru, http://edfranchise.ru) активно продвигают франшизу - магазины «Едим дома!» в двух форматах: «Остров» (12 м ) и «Отдельный магазин» (16-22 м ). Ассортимент фирменных магазинов «Едим дома» включает в себя:

    • книги и журналы, автором и главным редактором которых является Юлия Высоцкая;
    • кухонные аксессуары (формочки для выпечки, овощечистки, тенде- райзеры, кондитерские инструменты, доски разделочные, мельницы, принадлежности для заморозки и сохранения свежести продуктов, кухонные ножи, товары для пикника);
    • гастрономию (смеси для выпечки, специи, чай, кофе, мука);
    • посуду для приготовления (кастрюли, сковороды, формы для запекания, жаровни);
    • эксклюзивные подарочные наборы;
    • посуду для сервировки (десертная тарелка, обеденная тарелка, глубокая тарелка, овальное блюдо, два салатника разного размера, чайная пара, кофейная пара, пара для капучино, популярная чашка «Jumbo», кружка обычного размера, а также заварочный чайник, кофейник, сахарница и молочник);
    • текстиль для кухни (скатерти, салфетки, фартуки, дорожки на стол, подставки под горячее, подушки на стул, прихватки, шторы для кухни, кухонные полотенца) .

    Вступительный взнос - 180 тыс. руб., роялти со второго года работы, рекламные сборы отсутствуют .

    На конец 2015 г. работают три магазина «Едим дома!»: в Алма-Ате, Москве и Калининграде .

    Собственные торговые марки розничных сетей. Ритейлеры формируют и развивают свой корпоративный бренд, однако на многих предприятиях торговли используются так называемые частные марки (собственные торговые марки, СТМ, private labels). Алгоритм создания СТМ прост: розничная сеть находит местного производителя, который изготавливает товар массового спроса нормативного качества по низким ценам, ставит на него свою торговую марку и продает его, используя полный спектр влияния на потребителя. Это приемлемое качество, низкая цена, хорошие места в торговом зале, большая товарная экспозиция, выделяющаяся выкладка товара, реклама в местах продажи и т.п. Чаще всего российские розничные сети продают товары под собственным корпоративным брендом: «Лента», «О’Кей», «Пятерочка» (ранее «На Пятерочку»), «Д» (сеть «Дикси») и др. Ритейлеры создают также собственные частные марки с оригинальными названиями: «Красная цена» (сети «Перекресток», «Пятерочка» и «Карусель»), «Каждый день» (сеть «Ашан»), «365 дней» (сеть «Лента»), «То, что надо!» (сеть «О’Кей»), «Круглый год» (сети «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель») и т.д.

    Специалисты по частным маркам Н. Кумар и Я. Стенкамп в книге «Марки торговых сетей: Новые конкуренты традиционных брендов» разделяют СТМ на четыре класса: немаркированные товары, бренды-имитаторы, высококлассные розничные бренды и инновационные предложения.

    На западных рынках бренды-имитаторы стали настоящим испытанием для сильных товарных брендов. Крупные ритейлеры берут бренд-лидера продаж в товарной категории, с помощью местного производителя изготавливают аналогичный продукт приемлемого качества. Упаковку частной марки-имитатора специально производят максимально похожей на упаковку бренда-лидера, однако те элементы товарного бренда, которые защищены как объекты интеллектуальной собственности, никогда не делают сходными до степени смешения, чтобы избежать судебных разбирательств о контрафактной продукции, крупных штрафов, возмещения убытков, исправительных работ или даже лишения свободы. Частные марки-имитаторы выкладываются на лучших местах в своей товарной секции и продаются на 15-20% дешевле бренда-лидера. Ж.-Н. Капферер приводит данные маркетингового исследования, когда до 42% потребителей, покупая марку- имитатор, уверены в том, что покупают оригинальный товарный бренд 1 .

    Значение private labels для российских розничных сетей растет с каждым годом. Например, для крупнейшего российского ритейлера «Х5 Retail Group» в 2012 г. доля СТМ в сети «Пятерочка» составляла примерно 20% оборота, в сети «Перекресток» - 10, а в гипермаркетах «Карусель» - 5%. В течение нескольких лет руководство намерено увеличить долю СТМ до 50% в сети «Пятерочка», до 25 - в сети «Перекресток» и до 10% - в сети гипермаркетов «Карусель» . Известно, что в самых развитых странах доля СТМ в ритейле составляет 40-60%, а в таких крупных розничных сетях, как «АкН» и «Lidl», доля частных марок доходит до 95%.

    Проблемы, возможности и специфика управления собственными торговыми марками розничных сетей глубоко и всесторонне изложена в монографии доктора экономических наук, профессора кафедры маркетинга

    Высшей школы менеджмента СПбГУ С. А. Старова и его докторской диссертации .

    • См.: Аакер Д. Создание сильных брендов. С. 94,105; Аакер Д., Йохимштайлер Э. Бренд-лидерство: Новая концепция брендинга. С. 54.

    Идентичность бренда – это то, как бренд воспринимается потребителем: как его воспринимают, с чем бренд ассоциируется, что в нем привлекает потребителя. Такие ассоциации показывают те обещания, которые дает бренд, и его значение для людей. Важно, чтобы идентичность бренда была уникальной, а ассоциации, которые сам вызывает бренд – позитивными. Бренд также должен восприниматься потребителем, как нечто ценное, другими словами, то, что предлагает этот бренд, должно быть важным для вашей целевой аудитории. Это связан с тем, что все ваши отличия действительно имеют значение, если они становятся ценными для потребителя.

    Для того, чтобы сформировать идентичность бренда, нужно в первую очередь собрать информацию о потребителях: что им важно, какие у них могут быть проблемы, мечты, какая радость. Если мы найдем такие болевые точки, мы сможем определить, на основе чего нам лучше построить бренд.

    Следующий этап – тщательный анализ продукта и компании, которая предлагает этот продукт: что в этом продукте важно, какие проблемы он помогает решить, на что стоит сделать упор, каким образом он поможет решить проблемы ваших потребителей.

    Далее нужно решить, что поможет сформировать бренд, на что нужно сделать упор, какие ассоциации и идеи являются самыми важными именно для вашего бренда. После анализа потребностей клиента и особенностей продукта выбрать то, что станет идентичностью вашего бренда, его ключевой идеей, будет не сложно.

    Чтобы лучше выявить сильные стороны товара, рассмотрите его на нескольких уровнях:

    Первый уровень – это товар по замыслу: то, для чего этот товар создавался. Подумайте, какие нужды он может удовлетворить, чем помочь потребителю. Этот уровень еще называют ядром товара, и он представляет собой то, за что товар и покупают: белую блузку покупают, чтобы носить её на работу, а бутылку воды – для утоления жажды. Важно, чтобы эти характеристики и базовые потребности, которые этот товар перекрывает, не менялись. Например, сам товар – это школьный рюкзак для девочки.

    Второй уровень – товар в реальном исполнении. Сюда входят упаковка продукта, дизайн, какие-то дополнительные функции, характерные для вашего продукта – например, рисунок на рюкзаке с героем любимого мультфильма, подарочная упаковка и пенал, который прилагается к рюкзаку.

    Третий уровень – это товар с подкреплением – другими словами, всё, что прилагается к товару. В случае с рюкзаком это – гарантия, которую предоставляет производитель, а также бесплатная доставка, которую предлагает магазин.

    Если вы приметет во внимание все три уровня товара – вы наверняка сможете выстроить работающий бренд.

    Первым шагом к осмыслению стратегии формирования архитектуры портфеля является анализ имеющихся в нем брендов и восприятия их идентичности потребителями, ведь именно они определяют успех бренда на рынке. Важно понимать, что потребители формируют свое знание о бренде, воспринимая его не изолированно, а как систему.

    Концепция идентичности была впервые предложена в 1986 году Ж.-Н. Капферером [Капферер, 2006], а в 1995 году легла в основу работы Д. Аакера «Создание сильных брендов» [Аакер, 2008]. Сегодня концепция идентичности бренда используется многими исследователями среди которых Д. Аакер, Э. И?охимштаи?лер, Домнин, Ж.-Н. Капферер, К. Келлер, Ф. Котлер, Л. де Чернатони, Я. Эллвуд и другие.

    Популярность понятия идентичности среди исследователей привела к разнообразию взглядов на его содержание. Так, по мнению Ж.-Н. Капферера идентичность бренда «устанавливает грани его уникальности и ценности» [Капферер, 2006, с. 93]. Л. де Чернатони считает функцию дифференциации смыслообразующей в данном понятии, утверждая, что идентичность бренда -- это «характер, цели и ценности, которые представляют уникальную дифференциацию бренда» . Д. Аакер, в свою очередь, предлагает следующее определение понятия: «Идентичность бренда представляет собои? уникальныи? набор марочных ассоциации?, которыи? стремится создать или поддерживать разработчик бренда. Эти ассоциации представляют значение бренда и обещания, которые даются потребителям членами организации» [Аакер, 2008, с. 94].

    Определение Д. Аакера кажется наиболее завершенным. Во-первых, потому, что автор указывает источник создания идентичности -- разработчика бренда, во-вторых, поясняет то, как идентичность передается потребителям и хранится у них в памяти -- в виде ассоциаций.

    Прежде чем перейти к более детальному рассмотрению понятия идентичности, обозначим разницу близких, но в тоже время противоположных понятий: «идентичность» и «имидж» бренда. Вслед за Д. Аакером под имиджем бренда подразумевается «набор текущих ассоциаций с брендом», идентичность, напротив, включает ассоциации, к которым стремится бренд [Аакер, 2008; Аакер, Йохимшталер, 2003]. Максимально упростив определения этих понятий для их противопоставления, можно сказать, что имидж -- это то, как воспринимается бренд потребителями, а идентичность -- это мнение разработчика о том, как он должен восприниматься.

    По мнению большинства исследователей идентичность бренда является ключевой составляющей брендинга [Аакер, И?охимшталер, 2003; Капферер, 2006]. По словам Д.Аакера, «идентичность бренда является центральным моментом в стратегическом видении бренда и движущей силой одного из четырех важнейших активов его капитала -- ассоциаций с брендом, выступающих «сердцем» и «душой» бренда» [Аакер, 2008, с. 94]. В.Н. Домнин в одной из своих работ выделяет три основных причины важности наличия идентичности у современных брендов [Домнин, 2009, с. 268]. Во-первых, перенасыщенность потребителей поступающей маркетинговой информацией, среди которой заметными становятся только те бренды, которые обладают идентичностью. Во-вторых, усиление конкуренции на рынке, которая снижает четкость представлении? потребителеи? о брендах. И, наконец, стандартизация продуктов, которая ведет к их единообразности, поэтому наличие у продуктов дополнительных ценностей, которые облегчат выбор потребителя, превращается в необходимость. В этих условиях вопрос о создании и укреплении идентичности бренда становится все более актуальным.

    Сегодня существуют различные модели, описывающие структуру идентичности бренда. Самыми популярными среди них являются: модель «Brand Identity Prism» Ж.-Н. Капферера [Капферер, 2006], модель «Brand Identity System» Д.А. Аакера [Аакер, 2008], модель идентичности бренда Л. де Чернатони , модель идентичности бренда К.Л. Келлера [Келлер, 1998].

    Однако несмотря на популярность понятия идентичности среди исследователей и его общепризнанную важность, анализ работ показывает, что большинство моделей в используются для анализа идентичности брендов на B2C рынке и не принимают во внимание особенности B2B рынка.

    В связи с тем, что за основу было выбрано определение идентичности бренда, предложенное Д. Аакером, как наиболее точно передающее не только природу этого понятия, но и определяющее участников процесса создания идентичности и его «материальное» воплощение, с целью создания конструкта дальнейшего исследования, рассмотрим модель идентичности бренда, предложенную Д. Аакером и Э. И?охимштаи?лером в работе «Бренд-лидерство» [Аакер, Йохимштайлер, 2003]. Исследователи рассматривают бренд на трех уровнях по 12 позициям, которые сгруппированы по четырем направлениям. Уровни идентичности бренда включают: сущность бренда, стержневую идентичность и расширенную идентичность.

    Сущность бренда выражает его ключевую идею и является «своего рода клеем, скрепляющим элементы стержневой идентичности, или ступицей колеса, соединенной со всеми его спицами -- параметрами стержневой идентичности» [Аакер, Йохимштайлер, 2003, с. 58].

    Стержневая идентичность представляет собой основополагающую устойчивую идентичность бренда и включает самые важные элементы, которые отражают стратегию и ценности организации.

    Расширенная идентичность включает элементы идентичности бренда, не вошедшие в основной список, но придающие идентичности структурную завершенность, и включает четыре аспекта: бренд как продукт, как организацию, как личность и как символ, которые подробно представлены ниже (таблица 1).

    Tаблица 1 Аспекты идентичности бренда

    Перечисленные аспекты идентичности бренда помогают детализировать и дифференцировать идентичность, однако, не являются обязательными для использования во всем комплексе, для каждого бренда должны быть выбраны лишь те, которые будут способствовать закреплению целостного образа бренда в сознании потребителей [Аакер, 2008, с. 106]. Действительно, не каждый аспект идентичности подходят для всех типов брендов. Например, при создании идентичности продуктовых брендов не всегда применимы аспекты «бренда как организации», в то время как подходят для корпоративных брендов. Также применимость элементов идентичности к брендам может быть связана с рынками, на которых бренды существуют. Бренд как личность, например, более свойственен для продуктов B2C рынка, в особенности для тех, которые поддерживают жизненные ценности потребителя и являются способом самовыражения. Отметим, что фиксация лишь на свойствах товара существенно ограничивает идентичность бренда, приводя к следующим последствиям: невозможность бренда отстроится от конкурентов, простота имитации, ограничение расширения бренда, уменьшение стратегической гибкости, ориентация на рационального покупателя [Аакер, 2008, с. 99-103].

    Принимая во внимание перечисленные ограничения, можно сделать вывод, что при разработке идентичности бренда стоит учитывать такие факторы как тип рынка и тип бренда, однако не ограничиваться выбором исключительно одного аспекта идентичности.

    В ходе последующего исследования будут определены атрибуты имиджа и идентичности бренда на примере конкретной компании, а также произведен анализ качества реализации атрибутов идентичности и их влияния на процесс принятия решения о покупке.

Последние материалы раздела:

Презентация на тему
Презентация на тему "«Алые паруса» А

Шепеленко Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы Персональный сайт: www.shepelenko.ucoz.ru Муниципальное казённое образовательное...

Егаис: инструкция по применению Как настроить егаис для розницы
Егаис: инструкция по применению Как настроить егаис для розницы

Подключение к ЕГАИС — требующий предварительной подготовки и материальных вливаний процесс. Кому и зачем подключаться к ЕГАИС и как это сделать,...

Городская ярмарка вакансий
Городская ярмарка вакансий

Образование и карьера Место проведения: Гостиный двор Адрес: Москва, ул. Ильинка, д. 4Школьникам и абитуриентам: "Выставка институтов" - День...