Прошло Экспертное совещание новой рабочей группы Национального агентства по вопросам реализации пилотного проекта по созданию и апробации единого инструментария для информационной системы «Отраслевая рамка квалификаций. Национальная рамка квалификаций Рос

18 июля 2018 года состоялось экспертное совещание новой рабочей группы Национального агентства развития квалификаций (Национальное агентство) рабочей группы по вопросам создания и апробации единого инструментария разработки рамок квалификаций областей профессиональной деятельности.

В 2018 году Национальным агентством совместно с советами по профессиональным квалификациям (СПК) решается задача отработки механизмов систематизации квалификаций, признаваемых в конкретной отрасли (секторе) экономики и на национальном уровне в целом. Для этого потребуется единый инструментарий разработки рамок квалификации. Национальным агентством была разработана концепция и дан старт разработки информационного ресурса. Создаваемый ресурс сможет обеспечить визуализацию структурированных данных о квалификациях, автоматизацию процессов разработки проектов квалификаций и управления ими, выработки предложений по разработке и актуализации профессиональных стандартов, формировать профили квалификаций для конкретных инвестиционных проектов. Информационный ресурс также будет работать в режиме конструктора квалификаций, формирования диаграмм карьерных (образовательных) траекторий, перечней квалификаций и компетенций, результатов освоения образовательных программ. Тем самым этот информационный ресурс обеспечит перевод управления квалификациями в цифровой формат.

С приветственным словом к членам новой рабочей группы обратилась Юлия Смирнова, первый заместитель генерального директора Национального агентства. О задачах реализации пилотного проекта по созданию и апробации единого инструментария разработки рамок квалификаций областей профессиональной деятельности рассказали Алла Факторович, заместитель генерального директора Национального агентства, Ирина Волошина, директор по развитию системы профессиональных квалификаций ВНИИ труда Минтруда России.

Вице-президент РСПП по вопросам информационных и коммуникационных технологий Сергей Мытенков выступил с сообщением о разработке информационной системы «Отраслевая рамка квалификаций». Он отметил: «Цель проекта – это цифровизация и упрощение работы с документами национальной системы квалификаций, перевод их в электронный вид, который будет намного удобнее. Также хотел отметить, что мы в настоящий момент поработали над дизайном, загрузили справочники, движемся по графику и не планируем никаких задержек и отклонений».

Представители СПК агропромышленного комплекса, СПК в наноиндустрии, СПК в сфере атомной энергии, СПК в области управления персоналом, СПК в машиностроении, СПК в отрасли судостроения и морской техники, СПК в области ракетной техники и космической деятельности, СПК в жилищно-коммунальном хозяйстве обсудили предлагаемые подходы к формированию отраслевых рамок квалификаций, а также промежуточные результаты разработки проектов рамок квалификаций, в том числе межотраслевых.

В ходе обсуждения Алла Факторович уточнила: «…В процессе предварительной работы мы договорились о новом подходе к разработке инструментария, о том, что это будет информационная система, которая позволит не только каталогизировать квалификации, но и работать с ними, создавать различные «пакеты» квалификации, не только отраслевого, но и межотраслевого характера, вырабатывать общие требования к сквозным квалификациям, проводить статистический анализ, сопоставительные исследования и увязывать систему квалификаций с системой подготовки кадров, давая внятные и, в том числе, опережающие запросы системе образования, выстраивая карьерные и образовательные траектории. Мы мыслим этот ресурс как ресурс проницаемый для разных отраслевых сегментов с тем, чтобы можно было его использовать как конструктор квалификаций, поскольку по ряду бизнес-процессов, по ряду инновационных проектов возникает необходимость сборки квалификаций из разных отраслей».

Развивая тему о принципах классификации квалификаций, Алексей Перевертайло, руководитель департамента систем оценки квалификаций Национального агентства в своем выступлении подчеркнул: ««Важно сохранить маркирование ВПД (вида профессиональной деятельности) по этапам жизненного цикла продукции. Не соотнося ВПД с основными бизнес-процессами, мы не будем знать сколько профессиональных стандартов нужно, сколько нужно квалификаций. Мы не будем знать, какие профстандарты и квалификации пересекаются из уже созданных, какие претендуют на роль сквозных. Это очень важно. Нужно технологически предусмотреть в конструкторе также сложные квалификации, когда квалификация «набирается» из разных трудовых функций разных ВПД».

Ирина Волошина, директор по развитию системы профессиональных квалификаций ВНИИ труда Минтруда России в ходе дискуссии обозначила ряд вопросов: «Во-первых, говоря о жизненном цикле продукта, необходимо определить, что понимается по терминов «продукт». Во-вторых, для формирования отраслевой рамки квалификаций необходима классификация ВПД».

Также она обратила внимание собравшихся на важный момент: «…Когда мы говорим с вами о сквозных квалификациях, мы должны понимать, какие квалификации мы будем выделять, в каких областях деятельности они будут действовать. Предположим, маркетолог в сфере сельского хозяйства, маркетолог в сфере железнодорожного транспорта или еще какой-то другой отрасли – это разные маркетологи? Как будут признаваться «отраслевые» свидетельства о квалификации в других отраслях? Этот вопрос надо решать сейчас. Окажется, что выдано свидетельств для конкретных маркетологов достаточно много, но как их сопоставлять с друг другом - не понятно».

Практическая отработка IT-инструментария представителями СПК стартует с сентября 2018 года.

В. БЛИНОВ, профессор Федеральный институт развития образования

Одной из наиболее серьезных проблем современного российского профессионального образования является несогласованность сфер труда и образования, свидетельствующая об общем упадке качества подготовки кадров для рынка труда. В сегодняшних условиях острого недофинансирования российского образования важнейшей задачей становится укрепление налаживающихся связей образовательного сообщества и сообществ работодателей. Диалог образования, сферы труда и общества закладывает сегодня основу для формирования конкурентоспособной образовательной среды, которая позволит создать национальный рынок трудовых ресурсов.

При этом нужно иметь в виду, что Россия вместе с другими странами - участницами Болонского процесса выразила готовность осуществлять меры, обеспечивающие качество образования на институциональном, национальном и европейском уровнях, используя для этого общие критерии и методологии.

Разработка систем квалификаций, основанных на компетенциях, ведущаяся в ряде европейских стран и в России, указывает на то, что в системах образования происходит смена парадигм, обусловленная общими объективными причинами, прежде всего экономического характера. Именно экономическая сфера стала во многом определять оценку качества подготовки специалистов. Российские работодатели заинтересованы в найме высококвалифицированного работника, который способен качественно выполнять свои обязанности сразу после окончания обучения.

Участие работодателей - необходимое условие при разработке федеральных государственных образовательных стандар-

Национальная рамка квалификаций в Российской Федерации

тов (ФГОС). В новых стандартах должна быть заложена идеология интерпретации содержания образования, формируемого «от результата »: от характеристик профессиональной деятельности к целям - результатам профессионального образования и далее к выбору соответствующих организационных форм, методов обучения. Формированию и реализации нового содержания образования способствует компетент-ностный подход в обучении, ставший одной из ведущих инноваций в современной системе общего и профессионального образования.

До сегодняшнего дня система образования и сфера труда России существовали достаточно изолированно. На «уровне подсознания» практически любой гражданин РФ может сказать, какое образование необходимо человеку для профессиональной деятельности определенного уровня на том или ином рабочем месте. При этом требования к выпускникам по уровням образования определяются в государственных образовательных стандартах, и существует система свидетельств, аттестатов и дипломов, соответствующих тому или иному уровню образования. Между тем у нас нет точного описания уровней профессиональной деятельности, к которой готовы их обладатели, а функции профессиональных стандартов выполняют по сложившейся в нашей стране традиции Единый тарифноквалификационный справочник (ЕТКС) и Единый квалификационный справочник должностей руководителей (ЕКСДР). Российское законодательство ориентировано на эти справочники.

Уровень квалификации в них определяется тарифным разрядом. Тарифная сетка служит базой для организации повышения

квалификации с разряда на разряд. Однако в современных условиях определение уровня квалификации через разряд устарело. Тарифный разряд не дает возможности установить различия в уровне квалификации работников, имеющих одинаковые разряды в разных видах профессиональной деятельности, не позволяет определить рост квалификации, неустойчив из-за изменений, вносимых в тарифные сетки.

В России в 1995 г. была предпринята попытка найти более четкое основание для упорядочивания всех видов деятельности (и их описания) и создать их единый классификатор - Общероссийский классификатор занятий (ОКЗ). «Классификационной единицей ОКЗ является вид трудовой деятельности (занятие), основу которого составляет квалификация (профессиональное мастерство) и профессиональная специализация. В отличие от профессии, подразумевающей обязательную профессиональную подготовку, под занятием понимают любой вид деятельности, в том числе не требующий специальной подготовки, приносящий заработок или доход». Классификатор состоит из 9 укрупненных групп

От руководителей до неквалифицированных рабочих. При классификации занятий учитывалось, что определенный уровень квалификации может быть достигнут не только профессиональным образованием или специальной подготовкой, но и опытом практической работы. Была сделана попытка при описании деятельности использовать набор профессиональных функций. Этим ОКЗ принципиально отличается от ЕТКС И ЕСКДР. Но и ОКЗ имеет ряд недостатков.

Критерием квалификации в ОКЗ был установлен все же уровень образования (профессиональная подготовка) и опыт (стаж) практической работы, которые сами по себе не определяют уровень квалификации работника. Выделено четыре уровня квалификации, но первый уровень объединяет основное общее и среднее полное образование, а четвертый - высшее и послевузовское

профессиональное, что неминуемо приводит к смешению разных уровней квалификации. В квалификационныххарактеристиках ОКЗ дается слишком длинный (до 15-18) список профессиональных функций, которые часто не рядоположены или повторяются и могут быть объединены.

На схеме в общем виде показан механизм разработки нормативно-правового обеспечения профессионального образования, отвечающего современным международным требованиям. Эта разработка предполагает встречное движение как со стороны представителей рынка труда (разработка профессиональных стандартов, осуществляемая в профессиональных сообществах), так и со стороны образовательной сферы (разработка классификатора образовательных программ, перечня направлений подготовки, специальностей и профессий, Государственных образовательных стандартов профессионального образования). Важно, что при этом единым документом, выступающим своеобразным регулятором для разработки нормативного обеспечения и со стороны профессиональной, и со стороны образовательной сферы, является Национальная рамка квалификаций Российской Федерации - НРК РФ.

Так, в макетах ФГОС начального, среднего и высшего профессионального образования в разделе «Требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы» предусмотрен подраздел, отражающий требования к общим компетенциям, которыми должен владеть выпускник и которые соответствуют уровню квалификации. Непосредственным источником содержания данных общих компетенций призвана выступать именно НРК РФ. Такой механизм позволяет:

♦ во-первых, согласовать требования к общим компетенциям в рамках одного уровня квалификации в рамках ФГОС по различным профессиям, специальностям, направлениям подготовки;

♦ во-вторых, обеспечить преемственность различных уровней профессиональ-

ного образования в рамках одного направления (одной специальности) одновременно с чётким различением уровней квалификации. Этот момент оказывается особенно значимым и актуальным в ситуации, когда требуется развести требования к результатам подготовки бакалавра и магистра по одному и тому же направлению.

Сейчас в Европе и в России идут про-

цессы, направленные на упорядочение всех видов деятельности (и описание их по общим принципам) на основе требования ответственности и самостоятельности работника, что является критерием при определении его уровня квалификации. Дескрипторы рамки Европейской системы квалификаций характеризуют деятельность в целом, что достигается даже на лек-

сическом уровне - через использование сочетания «work or study» (дословно - «работа или исследование »). Наиболее точным и верным переводом сочетания «work or study» будет «деятельность». Это слово вбирает в себя все виды деятельности в сферах физического и умственного труда.

Цели разработки Европейской структуры квалификаций (ЕСК) - European Qualifications Framework - были поставлены в совместном докладе Совета по образованию и Европейской комиссии (2004 г.), посвященном реализации рабочей программы «Образование и обучение 2010».

В Маастрихтском коммюнике (14 декабря 2004 г.) по вопросам приоритетов развития европейского сотрудничества в области профессионального образования и обучения министры образования из 32 стран ЕС приняли решение о первоочередной разработке открытой и гибкой Европейской системы квалификаций, охватывающей как профессиональное (начальное, среднее и высшее), так и общее среднее образование, в целях обеспечения признания и переноса квалификаций.

В области высшего образования решение о разработке комплексной системы квалификаций было принято на конференции министров образования европейских стран по вопросам развития Болонского процесса (Берлин, сентябрь 2003 г.). На конференции министров образования в Бергене (2005 г.) был принят документ «Принципы системы квалификаций для европейского пространства высшего образования», где указывалось на необходимость обеспечения взаимосвязи и взаимодополняемости между европейской системой квалификаций высшего образования и европейской системой квалификаций.

Разработка ЕСК в значительной мере вызвана потребностью в реализации стратегии образования в течение всей жизни в свете происходящих технологических, экономических и демографических изменений, а также необходимостью устранения барьеров, существующих между странами и

институтами и препятствующих эффективному использованию знаний и компетенций граждан из-за отсутствия прозрачности квалификаций.

В течение последних трех лет в европейских странах происходит активная разработка национальных систем квалификаций, направленных на упорядочение существующего разнообразия форм образования. Задача национальных систем квалификаций состоит в обеспечении возможности выстраивания множественных траекторий обучения, приводящих к получению конкретной квалификации и повышению квалификационного уровня, а также в определении четких процедур официального признания полученных квалификаций.

Основные задачи ЕСК:

■ установить общую систему координат для результатов обучения и уровней компетенции, для чего уровни и их описания формулируются в общем виде, что обеспечивает охват всего многообразия квалификаций, существующих на уровне национальных систем и отраслей;

■ стать «средством перевода» (ключом), позволяющим сравнивать результаты обучения в различных системах;

■ определить общую систему координат для обеспечения качества и развития образования;

■ задать общую систему координат для структур, ответственныхза признание результатов образования и обучения;

■ избрать общую систему координат для органов управления образованием и учебных заведений в части сравнения предлагаемого обучения с обучением в других странах.

Таким образом, ЕСК представляет собой методический и концептуальный подход, направленный на оптимизацию реформирования образования на национальном уровне, где также должны быть разработаны соответствующие системы квалификаций.

В документах, анонсирующих ЕСК, подчеркивается, что она не заменяет национальные системы квалификаций и не яв-

ляется автоматическим механизмом сравнения квалификаций друг с другом. ЕСК направлена на поддержку и изменение национальных систем квалификаций. Таким образом, предполагается, что реформирование национальных рамочных структур квалификаций будет усилено за счет наличия единой структуры более высокого статуса, признаваемой всеми партнерами.

Важно подчеркнуть, что перед Россией не стоит задача разработки некой новой национальной системы квалификаций (НСК). Национальная система профессиональных квалификаций в нашей стране, имевшей в недалеком прошлом плановую экономику, сформирована, жестко задана и формализована. В России строго определены: условия присвоения тех или иных квалификаций, их иерархия, единые для всей страны документы, подтверждающие квалификационный уровень, и т.д.

В рамках интернациональной гармонизации образовательных систем и рынков труда перед Россией стоит задача разработки национальной рамочной структуры квалификаций (НРК РФ), одной из задач которой является обеспечение условий сопоставимости НСК РФ и ЕСК. Это не исключает, а, скорее, предполагает внесение необходимых изменений в саму систему квалификаций РФ, которая и до этого постоянно развивалась и совершенствовалась. Разработка НРК РФ задаст ориентиры дальнейшего развития национальной системы квалификаций России, обеспечивающие её интернациональную гармонизацию.

Серьезной проблемой современного российского профессионального образования является нарастающая рассогласованность структуры и качества подготовки рабочих и специалистов и спроса рынка труда. В этой связи задача сопряжения сферы труда и образования становится одной из ведущих. Для ее решения необходимы особые инструменты, обеспечивающие единство требований,предъявляемых к специалисту разных уровней квалификации со стороны работодателей и со стороны об-

разования. Эффективным инструментом, призванным способствовать процессу сопряжения сферы труда и сферы образования в условиях современной России, и может стать сопряженная с европейской Национальная рамка квалификаций Российской Федерации, разработка которой ведется в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 гг.

Разработка Национальной рамки квалификаций для РФ актуализируется следующими обстоятельствами:

1) необходимостью нормативно-правового оформления исторически сложившейся в России системы квалификаций с учетом новых социально-политических и экономических условий развития страны как основы для повышения качества образования и подготовки кадров для рынка труда;

2) потребностью в инструменте, обеспечивающем сопряжение сферы образования и труда как основы для стандартизации профессиональной деятельности и образования, методологической и методической основы разработки профессиональных и образовательных стандартов;

3) развитием интеграционных тенденций в рамках Болонского процесса, завершением (2006 г.) разработки проекта Европейской рамки квалификаций и началом разработки странами - участницами Болонского процесса сопрягаемых с ней национальных рамочных структур квалификаций.

Итак, НРК РФ является нормативным документом, предназначенным для:

Однозначного определения и четкого разведения уровней квалификации при проведении процедур оценки квалификации и сертификации работников, а также выпускников учреждений профессионального образования;

Формирования вертикальной подсистемы классификации и кодирования образовательных программ в Общероссийском классификаторе образовательных программ (ОКОП) и их качественной оценки с позиций компетентностного подхода;

Обновления содержания единого тарифно-квалификационного справочника должностей рабочих и служащих и квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих;

Обеспечения единства методологических (компетентностный подход) и методических (использование системы описания уровней квалификации при формулировании общих и профессиональных компетенций) подходов в разработке профессиональных и образовательных стандартов;

Определения целей и результатов всех уровней профессионального образования с учетом требований работодателей и потребностей личности;

Установления преемственности всех ступеней системы образования РФ;

Реализации принципа «обучение в течение всей жизни » любым гражданином РФ, включая выбор им траектории обучения и возможности перехода с одной траектории на другую;

Обеспечения конкурентоспособности и мобильности выпускников разных ступеней системы образования РФ на мировом рынке труда и интеграции РФ в мировое образовательное пространство.

Концептуальной основой разработки Национальной рамки квалификаций РФ является компетентностный подход: описание уровней квалификации строится на описании различий в результатах обучения, выраженных в терминологии ответственности, самостоятельности и степени сложности рабочей ситуации (контекста).

Одна из важнейших функций НРК РФ

Обеспечение сопоставимости национальных квалификаций с квалификационными уровнями по ЕСК и через них с уровнями квалификаций других стран.

НРК РФ представляет собой основанную на дескрипторах рамку квалификаций, являющуюся инструментом классификации квалификаций в соответствии с рядом критериев, установленных для определения уровней полученной профессиональ-

ной подготовки. НРК РФ сопрягается с ОКОП, классификатором профессий, отраслевыми квалификационными системами, которые должны разрабатываться или модернизироваться на основе требований НРК РФ.

Дескрипторы НРК РФ формулируются в соответствии с общими принципами, свойственными рамочным структурам квалификаций других европейских стран:

■ преемственностью уровней и прозрачностью квалификаций;

■ иерархией квалификаций (уровней), связанной с инфраструктурой системы образования РФ;

■ сопоставимостью с ЕСК.

Важное место в дескрипторах НРК РФ

отводится описанию уровней ответственности и самостоятельности. Именно степень их развития позволяет наиболее четко разграничивать различные уровни компетенции. Эти уровни определяют способность справляться со сложными непредсказуемыми ситуациями и изменениями без посторонней помощи.

Ключевое различие между квалификациями разных уровней определяется степенью развития ответственности и самостоятельности в управлении обучением и самой деятельностью в более сложных ситуациях, контекстах.

Сложность работы как критерий оценки уровня квалификации, соответствующего должностям служащих и рабочим профессиям, наполняется различным содержанием и включает в себя: степень стандартизации работы, умственные усилия (для служащих), монотонность, тяжесть труда, уровень внимания (для рабочих профессий). К показателю ответственности близок показатель цены ошибки и масштабов привлекаемых для ее исправления сил. Но показатели не тождественны, так как при достаточно высокой цене ошибки работника его действия может контролировать руководитель, который и будет нести ответственность за конечный результат профессиональной деятельности (напри-

мер, за действия медицинской сестры несет ответственность врач, который обязан проконтролировать, каким образом она выполняет его назначения).

Таким образом, для описания компетенций (деятельности) в дескрипторах НРК РФ были выделены 12 наиболее значимых показателей профессиональной деятельности человека. Нумерация (порядок представления) показателей не имеет принципиального значения. Логически их можно сгруппировать следующим образом:

Показатели самостоятельности и ответственности, отражающие вектор развития профессиональной деятельности (в том числе умственной/ физической) и человека (показатели «самостоятельность» и «ответственность», «цена ошибки», «сложность работы»);

Показатели мотивации и целеполага-ния как направляющие и системообразующие факторы любой деятельности («целе-полагание», «мотивация»);

Показатели развития познавательной деятельности («работа с информацией», «анализ результатов собственной деятельности», «познание и умение учиться», «умение учить», «широта видения»);

Показатель развития коммуникативной составляющей («деловоеобщение»).

НРК РФ призвана стать одним из документов новой системы нормативно-правового обеспечения сопряжения сфер труда и образования, ориентированной на условия рыночного статуса российской экономики и её гармонизацию с общеевропейскими рынками труда и образовательных услуг. Перестройка профессионально-квалификационной структуры подготовки кадров с учетом новых социально-эконо-

мических условий России потребовала комплексного пересмотра системы документов, регламентирующих отношения государства и экономики в сфере труда, охраны прав граждан, прав на социальное страхование и пенсионное обеспечение, смежных прав. Среди этих документов -перечни должностей рабочих и служащих, тарифно-квалификационные справочники, новые классификаторы сферы труда (занятости, профессий, видов деятельности).

Таким образом, НРК в Российской Федерации может быть использована в целях:

■ систематизации всех квалификаций, существующих на территории РФ, безотносительно к предметной области с учетом как формального, так и неформального образования, повышения квалификации, самосовершенствования работника и его практического опыта;

■ методологической и методической основы стандартизации профессиональной деятельности и образования, а следовательно,

■ обеспечения качества образования и подготовки кадров.

НРК РФ является одним из ключевых элементов инновационной системы стандартизации в российском профессиональном образовании и включает системное описание различий квалификаций в зависимости от их уровня и профессиональной направленности. Описания требований к знаниям, умениям и компетенциям выпускников системы профессионального образования являются концептуальной основой разрабатываемых ФГОС. Задачей НРК РФ является обеспечение системной сопряженности и преемственности ФГОС по всем уровням профессионального образования.

В настоящее время процесс разработки или внедрения национальных рамок квалификации (НРК) охватывает уже более 120 стран мира. Осуществляя анализ тенденций в заданной области, следует, прежде всего, отметить концептуальное назначение идеи. Катализатором к созданию единых стандартов в области профессионального образования стали экономические процессы. А именно, процессы экономической унификации, больше известные как глобализация.

Наличие разных стандартов в профессиональном обучении затрудняет перемещение рабочих в рамках регионального, а тем более транснационального рынка. Следовательно, притормаживает и само экономическое развитие, так как сфера производства не получает нужные ей человеческие ресурсы определенной квалификации в оперативные сроки и в достаточном количестве. Иными словами, единый экономический рынок требует единой квалификации рабочего персонала.

Но если экономические стандарты транснационального рынка внедряются достаточно оперативно, поскольку являются понятными и в целом общепризнанными - по крайней мере, в рамках регионального масштаба, - то стандарты в области образования в большей степени обладают национальной ориентированностью. Причина менее слабой мобильности образовательной сферы относительно экономической состоит в том, что она существеннее завязана на традиции и национальной ментальности. Таким образом, процесс унификации сферы образования на региональном уровне является долгим и требует поэтапности 1 .

Примером такой последовательности является опыт внедрения европейской рамки квалификаций (ЕРК), которая представляет собой обобщенную справочную рамку, позволяющую европейским странам связать свои национальные рамки квалификаций друг с другом. Практически ЕРК предстает перед нами в виде своеобразного инструмента перевода национальных квалификаций в более простой и понятный для восприятия национальными субъектами формат, стирающий национальную специфику, а значит, и национальные границы в области образования и, в конечном счете, профессиональной квалификации. Данное упрощение помогает обучающемуся и рабочему персоналу свободно перемещаться в рамках действия ЕРК: менять работу и образовательные учреждения, а образовательной системе в целом придает мобильность и гибкость. Поиск языка описания европейской системы квалификаций осуществлялся в рамках Болонского и Копенгагенского процессов, а также на уровне национальных государств (например, Великобритании, Польши и других).

Следует заметить, что на современном этапе ЕРК не заменяет национальные системы квалификаций и не является автоматическим механизмом для сравнения квалификаций друг с другом. Между тем в перспективе - по мере того как национальные рамки квалификаций будут все более ориентированы на ЕРК ввиду усиления экономической интеграции - вопрос о создании модифицированной, расширенной ЕРК, обязательной для всех членов единого европейского сообщества, непременно актуализируется. Рассмотрим, например, национальные рамки квалификаций России, Казахстана, Польши и Великобритании, при этом выделив их основные сходства и различия, сравнив основные пути достижения квалификационных уровней.

Национальная рамка квалификаций Российской Федерации является инструментом сопряжения сфер труда и образования и представляет собой обобщенное описание квалификационных уровней, признаваемых на общефедеральном уровне, и основных путей их достижения на территории страны.

НРК разработана на основании соглашения о взаимодействии Минобрнауки РФ и Российского союза промышленников и предпринимателей с учетом опыта построения европейской рамки квалификаций, национальных рамок стран-участниц Болонского и Копенгагенского процессов. В последующем - по инициативе координационной комиссии, сформированной сторонами соглашения, - в текст НРК могут вноситься изменения, отражающие опыт ее практического использования 2 .

НРК является составной частью и основой разработки национальной системы квалификаций Российской Федерации, в которую, помимо нее, должны войти отраслевые рамки квалификаций, профессиональные и образовательные стандарты, национальная система оценки результатов образования и сертификации, предусматривающая единые для всех уровней профессионального образования механизмы накопления и признания квалификаций на национальном и международном уровнях.

Рассмотрение проекта казахстанских квалификационных рамок показывает, что они позволяют гражданам страны выстраивать различные траектории обучения для получения конкретной квалификации и/или повышения квалификационного уровня. Ранее в Республике Казахстан принимались попытки введения такого уровня, но они не имели практического успеха. Однако в связи с присоединением Казахстана к Болонскому процессу возникла необходимость использования такого уровня квалификации на рынке труда страны. Требуется грамотно описать этот квалификационный уровень и дать соответствующее название квалификации: например, сертификат о незаконченном высшем образовании. Социальный эффект от введения 5-го уровня квалификации налицо. Лица, имеющие незаконченное высшее образование, не будут дискриминированы, как было раньше, когда им приходилось довольствоваться квалификациями 3-го (при поступлении в вуз после школы) или 4-го уровня (при поступлении в вуз после колледжа).

Итак, казахстанские квалификационные рамки представляют собой систему, в которой четко взаимосвязаны уровни квалификации и уровни образования, достигаемые на каждом этапе образовательного процесса результаты обучения, получаемые квалификации и основные пути достижения квалификационных уровней, то есть возможные траектории образования.

Предлагаемый проект казахстанских квалификационных рамок соответствует европейским рамкам квалификаций, принятым Европейским парламентом и ЕС в 2008 году 3 . Широкое обсуждение, доработка и принятие проекта казахстанских квалификационных рамок позволит повысить узнаваемость системы образования Казахстана в других странах и тем самым существенно улучшит академическую мобильность студентов и признание их квалификаций.

Как для России, так и для Казахстана интересен опыт Великобритании в реформировании системы профессионального образования, правительство которой поставило цель к 2020 году поднять страну в мировом рейтинге конкурентоспособности с 13-го на 8-е место. Для этого национальной идеей должен стать переход от управления человеческими ресурсами к управлению человеческим капиталом, поскольку именно человек - «собственник» квалификации - становится ключевым фактором развития экономики знаний.

По мнению экспертов, в ситуации ограниченного доступа к природным ресурсам и стремительно изменяющихся экономических условий одним из важнейших условий роста конкурентоспособности является повышение эффективности системы подготовки и постоянного повышения квалификации рабочей силы. Для решения этой задачи в Великобритании на национальном уровне разработана система обеспечения качества рабочей силы, в которую включаются:

  • национальные профессиональные стандарты (National Occupational Standards);
  • сеть советов по развитию отраслевых квалификаций (Sector Skills Councils);
  • программы профессионального образования и подготовки (для возрастных групп от 14 лет и старше), обеспечивающие взаимосвязь различных уровней и типов обучения;
  • национальная рамка квалификаций, состоящая из восьми уровней и описывающая все возможные виды образования, а также пути получения профессиональной подготовки;
  • система оценки и признания результатов предыдущего образования;
  • сеть автономных колледжей и частных учебных заведений, реализующих программы профессионального обучения в тесном сотрудничестве с региональными организациями работодателей.

В тех отраслях, где советы еще не созданы, эту деятельность берут на себя специальные рабочие группы по разработке стандартов (standards setting bodies). На сегодня в Великобритании действует 23 таких совета, охватывая 90 процентов национальной экономики.

Как правило, советы создают влиятельные объединения работодателей, пользующиеся авторитетом в своей области и имеющие возможности для проведения исследований и анализа проблем профессиональной подготовки, разработки и практической реализации рекомендаций по совершенствованию политики в области развития человеческого потенциала отрасли. К работе советов активно привлекаются практики в сфере управления человеческими ресурсами, эксперты из органов государственного управления, профессиональные союзы, образовательные учреждения. Советы активно взаимодействуют с органами управления на национальном и региональном уровнях. Подготовленные ими рекомендации используются при формировании государственной политики в области повышения качества рабочей силы.

Квалификационный регулятор (национальные квалификационные агентства) устанавливает требования к профессиональным квалификациям, производит аккредитацию органов присвоения квалификаций и мониторинг их деятельности, определяет критерии национальной рамки квалификаций и проверяет соответствие заявленных квалификаций (профессиональных стандартов) требованиям работодателей.

Органы по присвоению квалификаций (всего их насчитывается более 100) проводят экспертизу профессиональных квалификаций и аккредитацию квалификаций для национальной рамки.

Государственная комиссия по занятости и квалификациям формируется с участием организаций работодателей. Она координирует работу по исследованию, анализу и развитию профессиональных стандартов и квалификаций, лицензирует отраслевые советы по развитию отраслевых квалификаций, вырабатывает рекомендации по повышению уровня занятости, квалификациям и производительности.

Особое внимание уделяется оценке и квалификации конечных результатов обучения. Контроль этих результатов играет очень важную роль в системе обеспечения качества рабочей силы, поскольку от качества предоставляемых учебными заведениями образовательных услуг зависит уровень их финансирования.

Система кредитов (единиц оценки полученной квалификации) позволяет фиксировать результаты обучения, которые регистрируются в специальных документах, и «накапливать» квалификации. За успехи в обучении (достижение конкретных результатов) учащимся присваивается определенное количество кредитов - как правило, по завершению определенного учебного блока. Рост квалификации отражается в накоплении кредитов, поскольку унифицированная система оценивания обеспечивает перенос кредитов между квалификациями и органами по присвоению.

Накопление и перевод кредитов регулируются правилами комбинирования квалификаций. Присвоенные кредиты признают все институции, а признание самих институций обеспечивается через процедуру аккредитации квалификационным регулятором, являющимся государственным органом.

Для разработки национальной структуры квалификаций министерством высшего образования Польши в 2006 году была создана рабочая группа в составе экспертов Болонского процесса, представителей государственной комиссии по аккредитации, главного совета по высшему образованию, парламента студентов. При подготовке национальной структуры квалификаций учитывалось, что каждый уровень квалификационной структуры должен максимально отражать квалификации, являющиеся частью структуры, с точки зрения объема проделанной работы, уровня, качества, результатов и направленности обучения.

В этой связи при подготовке проекта особое внимание обращалось на результаты обучения на том или ином уровне и направляется на получение:

  • всесторонней информации, касающейся компетенций выпускников в границах отдельных путей обучения;
  • информации, касающейся возможности продолжения обучения в течение всей жизни;
  • сравнимости результатов обучения (в отечественном и международном измерении);
  • определения стандартов обучения предложенных программ в опоре на результаты обучения 4 .

Группа совместно с заинтересованными структурами начала работу над такими вопросами, как стандарты профессиональной квалификации, стандарты обучения для докторантов, новые стандарты аккредитации учебных заведений, новые программные основы общего образования 5 .

Разработка национальной структуры квалификаций в странах ЕС продлится еще некоторый период, в течение которого предстоит, прежде всего, внести соответствующие изменения в национальные законы о высшем образовании, после чего проекты НРК будут представлены на обсуждение широкой академической общественности.

Принятие национальных структур квалификаций послужит важным средством согласования спроса на квалификации работников со стороны работодателей на основе настоящих и перспективных требований рынка. Это согласование будет осуществляться на основе эффективных механизмов правового и институционального взаимодействия высшего образования и рынка труда. Структура квалификаций и следование ей в практической деятельности позволит полнее реализовать четыре главные цели высшего образования: подготовку к рынку труда, подготовку к жизни активных граждан демократического государства и Европы, личное развитие, развитие и обслуживание широкого спектра основ передового знания современного высокотехнологичного общества.

  1. Батрова О.Ф., Блинов В.И., Волошина И.А., Есенина Е.Ю., Лейбович А.Н., Сазонов Б.А., Сергеев И.С. Национальная рамка квалификаций Российской Федерации: Рекомендации / М.: Федеральный институт развития образования, 2008. - 14 с.
  2. Олейникова О.Н. Модульные технологии: проектирование и разработка образовательных программ: учебное пособие /О.Н. Олейникова. - М.: Альфа-М, ИНФРА-М, 2010. - 247 с.
  3. Recommendation of the European Parliament and of the Council on the establishment of the European Qualifications Framework for lifelong learning. // Official Journal of the European Union. С. 111/5, 06.05.2008.
  4. Chmielecka E. Europejskie Ramy Kwalifikacji // Forum akademickie, nr 1/2009.
  5. Батрова О.Ф., Блинов В.И., Волошина И.А., Есенина Е.Ю., Лейбович А.Н., Сазонов Б.А., Сергеев И.С. Национальная рамка квалификаций Российской Федерации: Рекомендации / М.:Федеральный институт развития образования, 2008. - 14 с.

Тема профессиональных стандартов особенно активно обсуждалась в 2015 году в связи с принятием большого количества профстандартов. По итогам 2015 года введено в действие 508 профстандартов, еще 296 стандартов находятся в разработке. Для сравнения, в 2014 году было введено в действие 129 стандартов, а в 2013 - только три. Особенно острым этот вопрос стал, когда стало ясно, что после введения соответствующих поправок в Трудовой Кодекс РФ профстандарты станут обязательными для применения.


Введенные в действие профстандарты, 2013-2015гг.:


Профстандарты, введенные в действие и находящиеся в разработке на 11.01.2016.:

Первые шаги к профстандартам в России

Впервые термин «профессиональный стандарт» был использован в 1997 г . в Программе социальных реформ в Российской Федерации на период 1996-2000 годов.

Несмотря на то, что Федеральные министерства и ведомства включили разработку профстандартов в свои программы, никаких значимых действий для осуществления поставленной Правительством задачи в последующие десять лет предпринято не было.

Только в 2006 году на базе Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) , который уже тогда возглавлял Шохин Александр Николаевич, появилось Национальное агентство развития квалификаций . Создание агентства стало важным шагом на пути создания национальной системы квалификаций в РФ.

В 2007 году НАРК впервые разработало макет профессионального стандарта, а также Положение о профессиональном стандарте.

Первые профстандарты и Национальная рамка квалификаций

Первые профессиональные стандарты появились в 2007-2008 гг . Вдохновленные успехом, руководители министерств надеялись, что стандарты будут применяться при разработке образовательных стандартов нового поколения (ФГОС). Однако бизнес-сообщество оказалось не заинтересовано в разработке профстандартов, поэтому вузам пришлось разрабатывать образовательные программы самостоятельно.

В 2008 году появляется Проект Национальной рамки квалификаций РФ , основанный на идеях Европейской рамки. В разработке Национальной рамки квалификаций приняли участие Минобразования, Федеральный институт развития образования, РСПП, НАРК.

Национальная рамка квалификаций Российской Федерации (НРК) - обобщенное описание квалификационных уровней, признаваемых на общефедеральном уровне, и основных путей их достижения на территории России.

Отсутствие продуктивного взаимодействия бизнеса при разработке профстандартов привело к несоответствию выпускаемых вузами специалистов реальным требованиям бизнеса. Проблема стыковки академического и бизнес-сообщества отразилась на многих ФГОС и привела к появлению ряда документов, в которых впервые предлагалось частично (а в перспективе полностью) передать вовне право вузов присваивать профессиональные квалификации. Эти документы:

  • «Положение о формировании системы независимой оценки качества профессионального образования»;
  • «Положение об оценке и сертификации квалификации выпускников образовательных учреждений профессионального образования, других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в различных формах».

В том числе, для реализации этой идеи было решено отказаться от специальностей и присвоения соответствующих квалификаций, укрупнить перечень направлений подготовки ФГОС ВПО/ВО, постепенно исключить детальные описания к содержанию подготовки студентов.

В этом же году была создана Межведомственная рабочая группа по разработке профессиональных стандартов (квалификационных требований) к должностям работников высокотехнологичных отраслей экономики . Рабочей группе, в первую очередь, было необходимо определить методологические подходы к разработке профессиональных стандартов в высокотехнологичных отраслях экономики.

В 2010 году состоялось заседание Госсовета РФ и Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России, на котором президент страны Дмитрий Медведев заявил о необходимости завершения разработки профессиональных стандартов, отметив, что профессиональный заказ на будущих специалистов должно формировать бизнес-сообщество. По итогам заседания были определены сроки разработки профстандартов в высокотехнологичных отраслях (энергоэффективность, ядерные технологии, медицинская техника и фармацевтика) - около двух лет.

Новые исполнители, прежние проблемы

В том же 2010 году был создан Общественно-государственный совет Системы независимой оценки качества профессионального образования , председателем Совета стал Шохин Александр Николаевич. Совет утвердил ряд документов:

  • «Порядок оценки и сертификации квалификаций выпускников...»,
  • «Порядок конкурсного отбора организаций для наделения полномочиями экспертно-методических центров (ЭМЦ)»,
  • «Центра оценки и сертификации квалификаций (ЦОСК)…»,
  • «Общие требования к экспертам…», «Положение о квалификационном сертификате» и т.д.

В 2011 году появился Проект федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации (в части определения понятия профессиональных стандартов, порядка их разработки, утверждения и применения)».

В этом же году Правительством РФ было учреждено Агентство стратегических инициатив (АСИ) , которое принялось за разработку дорожной карты «Создание Национальной системы квалификаций и компетенций».

Кроме того, Агентство одно из первых стало продвигать идею создания не только системы квалификаций, но и компетенций. Был утвержден новый план разработки профстандартов (на 2012-2015 гг.), а также утвержден очередной макет профстандарта, разработаны нормативные документы и методические рекомендации.

В 2012 году в свое предвыборной статье Путин В.В. отметил, что государство переоценило степень интереса бизнес-сообщества к национальной системе квалификаций.

Новая волна разработки профстандартов началась после Указа Президента РФ от 07.05.2012 №597 . Именно во исполнения Указа в Трудовой Кодекс РФ было введено понятие профессионального стандарта, разработаны подзаконные акты и методические документы, Министерством труда и социальной защиты РФ было объявлено множество конкурсов на создание профстандартов: были выделены бюджетные средства - порядка 600 тысяч рублей на каждый лот. К концу 2014 планировалось разработать не менее 800 профстандартов.

Национальный совет по профессиональным квалификациям, прямой контроль Президента

Но что-то снова пошло не так. Первые стандарты были разработаны только к октябрю 2013 года. Президент России Путин В.В. решил взять процесс под свой прямой контроль. В конце 2013 года на совещании по вопросам разработки профстандартов он вновь обозначил важность разработки профстандартов и подчеркнул необходимость обязательной экспертизы профессионального сообщества. В ежегодном Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Владимир Путин поставил задачу создать Национальный совет профессиональных квалификаций для разработки профстандартов, по-настоящему востребованных экономикой страны и отечественным бизнесом.

В 2014 году стало ясно, что заинтересованность бизнеса в разработке профстандартов так и осталась на низком уровне. В связи с этим Минтруда решило полностью изменить формат разработки профстандартов и выделить на разработку Российскому союзу промышленников и предпринимателей около 140 миллионов рублей из федерального бюджета.

31 марта 2014 года вышло Постановление Правительства № 487-р, утверждающее комплексный план мероприятий по разработке профессиональных стандартов, их независимой профессионально-общественной экспертизе и применению на 2014 - 2016 годы, а 16 апреля Президент страны подписал Указ о создании Национального совета профессиональных квалификаций при Президенте РФ .

Эти два документа положили начало новому подходу к решению проблемы, о которой говорилось в течение семнадцати (!) лет.

Постановление Правительства вызвало определенный скепсис, так как оно не давало разъяснений, как именно и чего конкретно можно потребовать от «объединений работодателей». РСПП подошел к решению проблемы по-своему: было организовано бесплатное обучение по программе «Разработка профессиональных стандартов», что позволило бы переложить часть ответственности по разработке профстандартов на компании и предприятия. В результате было несколько громких случаев разработки одних и тех же профстандартов двумя конкурирующими организациями, закончившиеся скандалом.

Профстандарт оценщика

В декабре 2014 года была создана Ассоциация участников финансового рынка «Совет по развитию профессиональных квалификаций» , который уже в мае 2015 года был наделен полномочиями отраслевого совета по профессиональным квалификациям финансовых рынков, куда была отнесена и оценочная деятельность. Ассоциация разработала профстандарт «Специалист в оценочной деятельности», который был утвержден Минтруда и вступил в действие 12 сентября 2015 .

Несмотря на то, что профстандарт не обсуждался широко оценочным сообществом, дальнейшие события развивались стремительно. В октябре 2015 года в Совете создана Комиссия по апробации и применению профессиональных стандартов в сфере труда и образования в оценочной деятельности РФ, а уже в ноябре был зарегистрирован Центр оценки квалификации, уполномоченный проводить оценку квалификации в соответствии с профстандартом «Специалист в оценочной деятельности».

Как только требования к квалификации будут установлены в отраслевом законе (ФЗ №135 «Об оценочной деятельности»), применение профессионального стандарта оценщика станет обязательным. Поэтому оценочному сообществу необходимо как можно активнее участвовать в разработке системы компетенций и квалификаций.

«Если система будет организована неправильно, возможны злоупотребления при оценке квалификаций. Оценочным компаниям придется сокращать штат или вовсе уходить из отрасли», - отметила Елена Петровская, генеральный директор СРО «АРМО».

«Как только эти изменения появятся, мы утратим возможность влиять на ситуацию», - объяснила Наталья Владимирова, Президент НП СОО «СИБИРЬ».




Краткая схема истории профстандартов:


Статью подготовила Наталья Ничкова

Кемеровской области)/Е. А. Пахомова//Профессио-

нальное образование в России и за рубежом. - 2013. - № 2 (10). - С. 9.

6. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы: постановление Правительства Российской Федерации от 7.02.2011 № 61//Собрание законодательства Российской Федерации. - 2011. - № 11. - Ст. 1377.

7. Пахомова, Е. А. Профессиональная компетентность специалиста как ресурс обеспечения нового качества профессионального образования//Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2012. - № 1 (5). - С. 32-37.

8. Богданова Л. А., Филипьева С. В. Установление уровней сформированности общих и профессиональных компетенций обучающихся учреждений начального и среднего профессионального образования в соответствии с ФГОС нового поколения//Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2013. - № 1 (9). - С. 60-67.

9. Вавилова Л. Н., Панина Т. С. Состояние и перспективы развития современного педагогического образова-ния//Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2011. - № 2 (4). - С. 45-51.

10. Институт регионального образовательного заказа в Кемеровской области: современное состояние и развитие/Ю. В. Клецов, Н. В. Костюк, Т. С. Панина, А. В. Фаломкин//Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2009. - № 1 (1). - С. 67-72.

11. Овчинников В. А. Движение WorldSkills Russia (Национальный чемпионат профессионального мастерства] в Кемеровской области: история и перспективы//Про-фессиональное образование в России и за рубежом. - 2013. - № 3 (11). - С. 44-50.

12. Об образовании в Российской Федерации: фед. закон от 29.12.2012 № 273-Ф3//Собрание законодательства Российской Федерации. - 2012. - № 53. - Ст. 7598.

УДК / uDC 377: 378 Е. Ю. Есенина

национальная рамка квалификаций

(МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ)

NATIONAL FRAME OF QuALIFICATIONS (INTERNATIONAL EXPERIENCE Of uSING)

В статье анализируется международный опыт использования национальной рамки квалификаций в качестве основы обновления системы профессионального образования и модернизации национальной системы квалификаций.

The article deals with the analysis of international experience of using national frame of qualification as a foundation for renewal of the system of professional education and modernization of national system of qualification.

Ключевые слова: национальная рамка квалификаций, уровни квалификаций, результаты обучения, оценка качества образования и сертификация квалификаций.

Keywords: national frame of qualification, levels of qualifications, results of education, evaluation of the quality of education and certification of qualifications.

С точки зрения зарубежных экспертов, разработка и внедрение национальной рамки квалификаций подразумевает формирование методологической основы для принципиальных изменений в системе образования и национальной системе квалификаций.

Как показывает анализ международных процессов в сфере образования, в современных условиях складывается новая культура обучения, отвечающая объективным требованиям экономики постиндустриальной стадии развития общества. Ее формирование происходит по инициативе международных организаций в сфере образования на основе интеграции теории и практики профессионального образования, обеспечения взаимодействия представителей сфер образования и труда стран Европы, Азии и Америки.

Общество будущего задает общую цель экономики и системы профессионального образования - конкурентоспособные, самостоятельные и ответственные кадры, способные и мотивированные к саморазвитию в течение всей жизни в условиях нестабильности, подвижности квалификаций.

В зарубежной практике понятие «рамка квалификаций» является инструментом сопряжения сфер труда и образования и основой обновления национальной системы квалификаций, построенной на принципах прозрачности получения квалификаций, объективности, независимости их оценивания и систематич-

ности обновления, что дает импульс к эффективному экономическому росту страны.

В нашей стране с 2006 г велась разработка национальной рамки квалификаций, эта деятельность завершилась приказом министра труда и социальной защиты Российской Федерации «Об утверждении уровней квалификаций в целях разработки проектов профессиональных стандартов» от l2.04.2013 № 148 н. Термины «уровни квалификаций» и «национальная рамка квалификаций» можно считать синонимами, но все же различие чувствуется.

Как рассматривается понятие рамки квалификаций в международной практике? Как оно связано с новой культурой обучения, складывающейся в современном мире?

Рамка квалификаций - системное и структурированное по уровням описание признаваемых квалификаций. С помощью рамок квалификаций проводится измерение и взаимосвязь результатов обучения и устанавливается соотношение дипломов, свидетельств/сертификатов об образовании и обучении.

Основной доклад Организации экономического сотрудничества и развития (OECD) в 2007 г определил рамки квалификаций как один из механизмов, при помощи которого системы квалификаций могут лучше служить реализации принципа обучения в течение всей жизни.

Метарамки квалификаций, разработанные экспертами Болонского и Копенгагенского процессов, являются политическими инструментами, принятыми добровольно политическими лидерами стран-участниц, не имея силы соглашения или закона. Но обе они имеют серьезные программы.

Болонский и Копенгагенский процессы в качестве глобальных (стратегических) целей определяют реформирование национальных систем высшего образования и профессионального образования в Европе.

Обе метарамки придерживаются концепции результатов обучения (learning outcomes) и призывают страны охарактеризовать свои квалификации в отношении результатов обучения.

Более 70 стран в настоящее время находятся в процессе разработки и внедрения национальных рамок квалификаций. Различные международные агентства демонстрируют интерес к рамкам квалификаций. Организация по экономическому сотрудничеству и развитию определила создание национальных рамок квалификаций как сильный политический механизм для продвижения политики обучения в течение всей жизни. Международная организация труда

была вовлечена в большой проект по изучению влияния и внедрения национальных рамок квалификаций в развитие стран и уже опубликовала важные документы о концепции и истории национальных рамок квалификаций.

В октябре 2010 г. в Страсбурге по инициативе Совета Европы состоялась очередная международная конференция «Болонский процесс и внедрение Европейской рамки квалификаций. Развитие рамок квалификаций» в формате совместной встречи национальных экспертов по развитию национальных рамок квалификаций в соответствии с Болонским и Копенгагенским процессами. Во встрече принимали участие эксперты из 37 стран, представители Совета Европы, Еврокомиссии, Болонского секретариата, международных организаций: CEDEFOP, ESU, EUA, EURASHE, EURYDICE.

Основные идеи докладов и выступлений на конференции позволяют сделать вывод, что проблематика в области развития национальных рамок квалификаций в разных странах примерно схожа.

Во время конференции было отмечено, что возможно разрабатывать и внедрять национальную рамку, сопоставимую с обеими метарамками, более того, совершенно очевидна характерная для большинства стран тенденция к разработке общих для всех уровней образования национальных рамок, которые «покрывают» все уровни квалификаций, существующие в стране. Возникают и распространяются «параллельные квалификации» на 6-8 уровнях по Европейской рамке квалификаций (соответствуют трем циклам высшего образования по Болонской метарамке для высшего образования], это так называемая Ypsilon-модель: одна ветвь - академическая, другая - профессионально ориентированная (professional orientied).

Важно отметить, что в зарубежной практике понятия «образовательная программа» и «квалификация» тесно взаимосвязаны. Программа ведет к получению квалификации (или ее части). Документ (диплом, сертификат) подтверждает квалификацию. В современных условиях проводить такую параллель довольно сложно вследствие бурного развития новых технологий и производств, быстрой смены требований сферы труда к уровню квалификации работников, появления новых квалификаций, усиления процесса обмена студентами, миграции рабочей силы между разными странами.

Оценка качества программы - официальное признание того, что это программа определенного квалификационного уровня, веду-

щая к одной из квалификаций этого уровня, соответственно, имеющая цели (результаты) определенного уровня, которые, в свою очередь, требуют определенной организации образовательного процесса и создания определенных условий реализации. Сертификация квалификации будет означать официальное документальное признание соответствия квалификации определенным требованиям на отраслевом и государственном уровнях, которые и закреплены в дескрипторах Национальной и отраслевой рамок.

Для оценки и аккредитации образовательных программ важно не только определить степень соответствия указанных в программах результатов дескрипторам Национальной и (или) отраслевой рамок, но и разработать критерии, направленные на оценку условий реализации программы и самого образовательного процесса. В этом отношении на общеевропейском уровне параллельно с разработкой по инициативе Европарламента и Еврокомиссии Европейской рамки квалификаций велась работа по созданию стандартов качества Европейской ассоциации гарантии качества высшего образования ENQA. Эти два процесса, несомненно, взаимосвязаны. Их объединяют общие принципы: акцент на принципе непрерывного образования (Lifelong Learning), разработка механизмов признания неформального образования и обучения, распространение подхода результатов обучения при описании целей/результатов образования (обучения), значимых для сферы образования, и квалификации, значимой для сферы труда, требования независимости, объективности и прозрачности оценочных процедур, разработка соответствующих инструментов: профессиональных стандартов в сфере труда, компетентностно-ориентированных образовательных программ и оценочных средств в сфере образования.

В ноябре 2011 г. в Брюсселе Европейским фондом образования была организована международная конференция, посвященная проблеме внедрения механизмов использования национальных рамок квалификаций и достижению взаимопонимания между заинтересованными сторонами. В материалах конференции было отмечено следующее.

Процедуры независимой сертификации необходимы для создания условий разделения понятий «результаты обучения», «образовательные достижения обучающихся» и «квалификации». Часто представления учреждений

профессионального образования о результате обучения и представления организаций работодателей о квалификации работника существенно разнятся. Оценивание качества образования, сертификация квалификаций требуют построения независимой от обучающих (преподавателей и образовательных учреждений] системы и единых, объективно отражающих требования профессиональной деятельности критериев оценки (результатов обучения, описания требований к квалификации].

В международной практике понятие сертификации представляется как процесс и результат независимой (обычно экспертной] оценки квалификации работника.

Преимущество - возможность признания неформального образования (обучения], полученного на рабочем месте, в ежедневной жизни и т. д. Для этого требуется идентификация результатов и их оценка на основе определенных разработанных документов, затем валидация на соответствие квалификации или стандартам (профессиональным, образовательным] в специальной организации и наконец - сертификация полной квалификации или ее части.

Процедуры сертификации и ее субъекты становятся разнообразными (диверсикацион-ными] как оппозиция системе, когда все сертификационные процедуры были функционалом только одного ответственного органа. Но диверсификация требует пересмотра ролей и зон ответственности вовлеченных сторон. Требуется прозрачность соглашений среди тех, кто уполномочен выдавать сертификаты (министерства, школы, агентства, отраслевые компании] и кто контролирует процедуры сертификации.

В мае 2004 г. Европейским Советом был принят ряд общеевропейских принципов официального признания и сертификации неформального образования. Эти принципы используются странами Европы для национальных разработок. Четыре принципа официального признания неформального образования сводятся к следующему.

1. Процесс выявления всего спектра знаний, умений и опыта, имеющихся у человека, должен быть добровольным, а результаты такого признания должны принадлежать только одному человеку.

2. Заинтересованные лица и организации должны сформировать такие системы и подходы, которые включали бы в себя адекватные механизмы контроля качества и обеспечивали бы методическую помощь, консультирование и информирование о таких системах.

3. Доверие к процессу официального признания зависит от того, насколько обеспечены справедливость, прозрачность и контроль качества, а также от выбора надежных методик.

4. Доверие к системе и ее легитимность обеспечиваются участием соответствующих заинтересованных лиц и организаций, недопущением конфликта интересов и установлением четких профессиональных стандартов для лиц, проводящих процедуру официального признания.

Расширение и диверсификация политики содействия образованию (обучению] в течение всей жизни смещают акценты: вместо формирования и присвоения квалификаций путем формального образования на более гибкие траектории получения квалификаций с учетом неформального и информального образования.

Интересен опыт Австралии и Новой Зеландии, где национальные рамки квалификаций стали реальной основой всей национальной системы квалификаций и позволяют обеспечивать гарантии качества образования и квалификаций со стороны государства; проводить систематический мониторинг потребностей рынка труда; управлять рынком квалификаций на основе принципов независимости и объективности.

В перечне Новой Зеландии предусматривается указание статуса квалификации: актуальная (действующая], действующая с ограничением и устаревшая (недействующая]. Актуальная - по ней идет подготовка, и она активно используется на рынке труда. Действующая с ограничением - подготовка по ней осуществляется только для тех, кто уже поступил на соответствующие программы, как только все они завершат обучение, квалификация будет устаревшей, больше на подготовку по ней набор не ведется. Устаревшая - означает, что подготовка по квалификации уже не ведется, но она еще используется на рынке труда в некоторых случаях.

Помимо дескрипторов в НРК Австралии и Новой Зеландии по каждому квалификационному уровню дается диапазон количества зачетных единиц, необходимых для достижения данного уровня, плюс указывается, сколько зачетных единиц из общего числа должны быть именно этого уровня, а сколько может быть других уровней (как правило, ниже, но может быть и выше].

Понятие «количество» (или «объем»] обучения используется в национальной системе квалификаций в двух направлениях (смыслах]. Первое: в самом общем смысле эквивалентом квалификации является количество времени

(в часах), которое необходимо для обучения на соискание определенной квалификации. Второе: система зачетных единиц, где единица обучения (модуль - unit), как правило, включает такой объем обучения, который необходим для достижения результатов по модулю. В этом случае объем обучения, как правило, описывается как номинальное или среднее время для учащегося, требующееся для достижения результатов обучения. Важно отметить, что условное время обучения не то же самое, что реально потраченное.

Условное время обучения может включать в себя:

Посещение лекций, консультаций, тренингов, обучение «онлайн» (очное);

Самостоятельную работу студента;

Применение и совершенствование умений и знаний (практику);

Подготовку контрольных работ, их оценку и «получение обратной связи».

Время, затраченное на это, не единственный показатель обучения. Например, студенты, которые проходят процедуру признания предшествующего обучения (RPL), получают признание зачетных единиц независимо от времени, затраченного на обучение (важно проверить, что они знают и умеют). Зачетные единицы основаны на достижении определенных результатов обучения и оцениваются независимо от места обучения или педагогических технологий. Квалификации и курсы почти всегда предоставляются на основе условного учебного времени, и основной целью системы признания и переноса зачетных единиц, а также признания предшествующего обучения (RPL) является уменьшение времени формального обучения. Объем является общим параметром в национальных рамках квалификаций и необходим, если требуется последовательная (системная) и прозрачная основа для признания, в частности признания зачетных единиц различных секторов (уровней, ступеней образования). Это особенно важно по отношению к зачетным единицам, общим для разных квалификаций в целях сокращения времени, затраченного на обучение (освоение) образовательных программ и квалификаций.

Австралия стала инициатором разработки метарамки гарантии качества для стран-участниц Восточноазиатского саммита технического и довузовского профессионального образования и обучения. Концепция Восточноазиатской рамки гарантии качества профессионального образования состоит в следующем:

Способствовать внедрению и мониторингу состояния систем оценки качества профессионального образования стран-участниц;

Способствовать взаимодействию между странами-участницами;

Повысить прозрачность систем профессионального образования стран-участниц;

Способствовать улучшению и увеличению взаимодействия рынков труда стран-участниц;

Поддерживать инициативы в области профессионального образования восточноазиатского региона.

Основные направления управленческих решений внутри стран в связи с этим следующие:

Решение о самообследовании в отношении рамки;

Обеспечение демонстрации того, что система оценки качества профессионального образования страны соответствует принципам и критериям рамки и координируется агентством, утвержденном на правительственном уровне, обладающим собственным вебсайтом, на котором может быть представлен обзор состояния системы оценки качества профессионального образования и квалификаций страны, составленный внешними экспертами;

Обеспечение официального и публичного процесса соотнесения системы оценки качества профессионального образования страны относительно Восточноазиатской рамки гарантии качества профессионального образования.

Основные принципы, на которых строится рамка:

Ясность и отчетность;

Непрерывность совершенствования;

Гибкость и восприимчивость;

Сопоставимость.

Эта инициатива впервые предложила использовать национальные рамки квалификаций в целях обеспечения гарантии качества образования и признания квалификаций на национальном и международном уровнях. Описание требований к условиям получения квалификаций впервые было предложено сопоставить с квалификационными уровнями национальных рамок квалификаций и определить минимально необходимые условия для того или иного уровня.

Восточноазиатская рамка гарантии качества профессионального образования может стать основой международной системы сертификации и признания квалификаций, соотносимых со ступенями довузовского профессионального образования.

В качестве примера того, каким образом рамка квалификаций становится основой обновления всей системы квалификаций и инструментом сопряжения сфер труда и образования на всех стадиях работы от общего описания квалификационных уровней до проведения оценочных процедур, можно привести опыт Австралии.

Первая редакция Рамки квалификаций Австралии (РКА] вышла в 1995 г. Она представляла собой рамку, основанную на референтных (т. е. на наиболее значимых и распространенных] квалификациях, а практически - на документах об образовании (свидетельствах и дипломах]. В ней можно условно выделить 11 уровней, хотя в рамке не было четкого отне-

Школьное образование Профессиональное образование и обучение Высшее образование

Степень доктора

Степень магистра

Диплом об окончании

Свидетельство об окончании

Степень бакалавра

Диплом повышенного уровня Диплом повышенного уровня

Диплом Диплом

Полное среднее Свидетельство 4

Свидетельство об образовании Свидетельство 3

Свидетельство 2

Свидетельство 1

сения квалификаций к уровням, и «иерархия» квалификаций определялась с помощью самих квалификаций (свидетельств и дипломов), а не через дескрипторы уровней.

Помимо собственно рамки в РКА входили национальные руководства (рекомендации) по развитию национальных квалификаций разных типов (для старшей средней школы, для профессионального (довузовского) образования и обучения, для секторов высшей школы). Кроме того, существовали руководства (рекомендации) относительно накопления и переноса зачетных единиц, признания предшествующего обучения и образования; регистр (перечень) организаций, наделенных правительством полномочиями проводить аккредитацию; перечень образовательных учреждений, наделенных полномочиями присваивать квалификации; правительственная структура, обеспечивающая мониторинг внедрения РКА и формирующая предложения министрам, включая рекомендации по внесению изменений.

При использовании инфраструктуры системы образования возможно установить уровни, соотносимые с РКА. Однако в данную иерархию довольно сложно встроить краткосрочные программы и программы непрерывного профессионального обучения, разрабатываемые сферой труда. Такая рамка хороша при стабильной экономике и малых изменениях на рынке труда страны. Для сопоставления отечественных квалификаций с квалификациями других стран или для формирования системы признания квалификаций эмигрантов требуются дополнительные документы, в которых формулируются качественные характеристики квалификаций для всей страны.

В начале этого века австралийские власти инициировали внесение изменений в РКА. Эти изменения сводились к следующему. Создание десятиуровневой структуры с описанием результатов обучения (learning outcomes); обобщенные наборы типов квалификаций, распределенные по уровням; пересмотр описания каждого типа квалификаций в отношении результатов обучения; формирование обобщенных целей обучения для каждого типа квалификаций (аналог образовательных стандартов).

В июле 2011 г. была утверждена новая редакция РКА, которая уже представляет собой рамку, основанную на дескрипторах. В опубликованном стостраничном документе говорится, что РКА рассматривается как «инструмент национальной политики в области регулируемых квалификаций в системе образования

Австралии» . Вопросами возможности внесения изменений в РКА по мере накопления опыта ее использования и другими вопросами, возникающими в связи с рамкой, занимается Совет по управлению и мониторингу РКА при государственном совете по образованию и занятости. Это коллегиальный орган, в него входят представители сферы образования, организаций работодателей, профсоюзов, государственных структур и ведомств.

Помимо десятиуровневой рамки, в которой дается общее описание по параметрам знаний, умений и компетенций, в документ входит описание типов квалификаций по каждому уровню (указываются документы - сертификаты, дипломы), общие цели данного типа, объемы учебной нагрузки по годам, возможности зачета обучения на предыдущих уровнях. Далее дается спецификация типов квалификаций, которая подразумевает описание того, кто может быть «пользователем» квалификаций (кто может их реализовывать, так как собственно разработчики квалификаций и программ подготовки к ним и организации, проводящие обучение, могут быть разными); какие аккредитационные агентства, существующие на территории страны, могут заниматься оцениванием программ, ведущих к этим квалификациям; кто может быть разработчиком квалификаций; каким образом проводится мониторинг квалификаций с целью выявления изменений в технологиях, оборудовании, использующихся в этих квалификациях, для внесения изменений к результатам обучения и к требованиям по реализации программ, ведущих к данным квалификациям, и к обучающим организациям.

Отдельными главами документа описаны принципы гарантии качества, построения образовательных траекторий, регистра квалификаций, построения системы дополнительного образования и переподготовки. Эти принципы соответствуют вышеописанным принципам, которые предлагаются в документах международных организаций в сфере образования и исследованиях, посвященных формированию новой культуры обучения. Организации, предоставляющие образовательные услуги, проводящие аккредитацию этих услуг и программ, разработчики программ, описаний квалификаций могут представлять как государственный, так и частный сектор, обязательно требование независимости и объективности оценочных и сертификационных процедур, обязательно соблюдение культуры подхода learning outcomes (результатов обучения). Кро-

ме того, предусмотрена обязательность обновления квалификаций, если хотя бы раз в пять лет зарегистрировавшая квалификацию организация не предоставит по определенным правилам составленное ее новое описание, квалификация считается устаревшей и удаляется из реестра квалификаций.

Таким образом, в документе представлены единые рамочные требования, касающиеся всех возможных участников процесса развития национальной системы квалификаций:

Результаты обучения каждого уровня и типа квалификаций;

Спецификация для аккредитационных процедур;

Требования к разработке квалификаций и ее обновлению;

Требования к регистру организаций, уполномоченных проводить аккредитацию;

Требования к регистру организаций, уполномоченных разрабатывать квалификации;

Требования относительно повышения квалификации или ее смены.

Для регистрации новой квалификации необходимо представить описание требований к результатам обучения, условиям реализации этого обучения, периодичности обновления описания квалификации (не реже одного раза в пять лет].

Такая система позволяет обеспечить гарантии качества со стороны государства, систематический мониторинг потребностей рынка труда, управление рынком квалификаций на основе принципов независимости и объективности. При этом сферы труда и образования практически едины в данных процессах.

1. Об утверждении уровней квалификаций в целях разработки проектов профессиональных стандартов: приказ министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 12.04.2013 № 148 н.

2. Bryan Maguire Issues arising from qualifications frameworks in Europe//Irish Bologna expert conference "National qualifications frameworks and the European overarching frameworks: Supporting lifelong learning in European education and training”.- Dublin, 2010. - 25 p.

3. Bologna process and EQF implementation. Development of qualifications Frameworks//Joint meeting of national correspondents (QF-EHEA) and national coordination points (EQF). - Strasbourg, 2010.

4. Referencing national qualifications levels to the EQF - discussion note. - EQF Advisory Group. - Leuven, 2010. - 53 p.

5. Australian Qualifications Framework. - Council for the Ministerial Council for Tertiary Education and Employment. - 2011. - 109 p.

6. Using learning outcomes - discussion note. - Prepared by GHK Consulting as part of the Framework Contract DG EAC 19/06. Main author: Mike Coles; Contributors: Tine Andersen, Karin Luomi-Messerer, Daniela Ulicna. - August, 2010. - 32 p.

УДК / uDC 377 Н. Л. Лабунская, Е. С. Мичурина

N. Labunskaya, E. Michurina

КОМПЛЕКСНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОДГОТОВКИ

квалифицированных рабочих в условиях реализации фгос

COMPLEX METHODICAL SuPPORT OF SKILLED WORKERS TRAINING IN TERMS Of IMPLEMENTATION Of Federal STANDARDS

В статье рассматриваются вопросы комплексно-методического обеспечения подготовки рабочих с учетом требований компетентностно-ориентированных образовательных стандартов.

In the article the questions of methodical provision of training taking into account the requirements of the competence-oriented educational standards.

Ключевые слова: учебно-методическое обеспечение, основные профессиональные образовательные программы, вариативная часть, деятельностный подход, электронный учебнометодический комплекс.

Keywords: educational and methodical provision of, the basic professional educational program, the variable part, the activity approach, electronic educational-methodical complex.

Проблема формирования учебно-методического обеспечения как средства совершенствования образовательного процесса в профессиональном образовании рассматривается в педагогической науке в качестве приоритетной. Внедрение ФГОС, разработанных на модульно-компетентностной основе, кардинально поменяло подходы к проектированию

Последние материалы раздела:

Городская ярмарка вакансий
Городская ярмарка вакансий

Образование и карьера Место проведения: Гостиный двор Адрес: Москва, ул. Ильинка, д. 4Школьникам и абитуриентам: "Выставка институтов" - День...

Должностная инструкция секретаря-делопроизводителя: основные обязанности и требования
Должностная инструкция секретаря-делопроизводителя: основные обязанности и требования

Для того чтобы грамотно составить один из важнейших документов для наёмного работника, – , в первую очередь необходимо тщательно изучить трудовое...

Ценообразование на предприятии Что определяет актуальность вопросов ценообразования для учреждения
Ценообразование на предприятии Что определяет актуальность вопросов ценообразования для учреждения

Курсовая работа по дисциплине Экономика организации (предприятия) на тему: Ценообразование на предприятии Введение Вопросы стратегии и тактики...