Что такое батик у моряков. Техника батик: основные этапы техники, мастер-класс и советы для начинающих

13.12.2016 - 23:35

Лолита Милявская, певица, актриса, телеведущая в программе «Простые вопросы» с Егором Хрусталёвым.

Лолита, позвольте вот о песне, которую теперь поёте Вы…

Лолита Милявская:
«На Титанике»…

Вот смотрите, я пытался выяснить сам, у меня не получилось, хочу задать Вам вопрос. В начале клипа Вы снимаете туфли, явно «лабутены», а говорите: «Снимаю батики». Что такое батик?

Лолита Милявская:
Вы знаете, могу сказать, что, когда автор прислал мне эту песню, там так и было: «Снимаю батики».

Я сначала, как женщина невежественная, честно, подумала про батик.

То есть, рисунок. Я поняла, что он поёт, как бы, сленговано, это – его сленг. И я не стала его менять, потому что, однозначно, вся страна, кроме меня, Милявской, которая думала, что это – про художественное творчество на шёлке, поняла, что это снимают «батики».

Поэтому Вы в начале бросаете «лабутены».

Лолита Милявская:
«Лабутены», да.

Там, в этом смысле – Шнур уехал, «лабутены» остались.

А Вы эту историю придумали, что у вас там клуб анонимных алкоголиков? Или что?

Лолита Милявская:
Фактически, да. Вы правильно прочли, потому что придумал историю Лёня Колосовский. Я не пишу песен. Не сочиняю ни музыку, ни текст.

Но истории Вы сами подсказываете?

Лолита Милявская:
Я ничего не подсказываю.

Я, вообще, не покупаю песен, которые «написаны специально для Вас».

Потому что мне присылают: «Мы специально для Вас!»… Либо какое-то нытьё (как мой друг Макс Галкин говорит: «Радио Суицид»): «Я бросилась в окно, я хочу, чтобы ты тоже сдох, я вены себе порезала и воскресла на девятый день, и отрезала тебе». Либо: «Я уехала в Монте-Карло, я напилась там виски».

Завоевали сердца и пропали. Как сейчас живут актёры, которые прославились в детстве



Вы помните такие фильмы, как «Один дома», «Дети шпионов» или «Стюарт Литтл»? Главные роли в этих кинокартинах исполняют дети. Конечно, взрослые тоже участвуют, но вот для юных актёров это был прорыв, который принёс им популярность.

Но что стало с этими людьми много лет спустя? Как сложились их жизни? Мы решили узнать, чем сейчас занимаются прославившиеся в детстве актёры.

Маколей Калкин, 39 лет

Наверное, Маколея знают практически все, ведь многие люди встречают Рождество и Новый год вместе с фильмами «Один дома» и «Один дома 2». Также, вероятно, очень многим известно, что всего лишь в 14 лет карьера актёра завершилась.


Отец Маколея требовал, чтобы его сыну платили огромные гонорары, а создателям фильмов это было невыгодно. Кроме того, вся эта ситуация не нравилась и самому Калкину, поэтому он прекратил съёмки. Дальше Маколей практически пропал с экранов, лишь изредка снимаясь в фильмах или роликах.


Фото: instagram.com/culkamania

После расставания с актрисой Милой Кунис в 2011 году Калкин впал в депрессию, а годом позже принял рискованную дозу таблеток. Несмотря на все эти сложности, сейчас Маколей активно общается с поклонниками в Twitter и готовится дебютировать в 10 сезоне сериала «Американская история ужасов».


Фото: instagram.com/culkamania

Джонатан Липники, 29 лет

Наибольшую популярность Джонатану принесла роль в фильме «Стюарт Литтл», где он подружился с мышонком Стюартом. После съёмок во второй части кинокартины Липники на некоторое время пропал с экранов.


В 19 лет Джонатан сходил на прослушивание, чтобы получить роль в одном фильме, рассчитанном на массового зрителя, но продюсер сказал, что Липники больше не милый маленький мальчик. Мужчина добавил, что актёр непонятно чем занимался всё это время. В итоге Джонатан ушёл и плакал по дороге домой.


Фото: instagram.com/jonathanlipnicki

Впрочем, долго Липники не грустил, он стал сниматься в независимых фильмах, пусть они и не слишком хорошо известны широкой аудитории. Сейчас Джонатан занимается благотворительностью, увлекается боевыми искусствами и ведёт вполне обычную жизнь.


Фото: instagram.com/jonathanlipnicki

Дэрил Сабара, 27 лет

Сабара получил известность благодаря роли в серии фильмов «Дети шпионов». Хотя после этого Сабара продолжал сниматься вплоть до 2014 года, другие его роли не столь популярны.

В июле 2016 года Дэрил начал встречаться с певицей Меган Трейнор. 21 декабря 2017 года состоялась помолвка и 22 декабря 2018 года, в день рождения Трейнор, пара вступила в брак.


Фото: instagram.com/darylsabara

Сейчас Сабара редко появляется на публике, а если это случается, то чаще всего он составляет компанию своей супруге.


Фото: instagram.com/darylsabara

Джозеф Маццелло, 36 лет

Успех Джозефу принесла роль Тима в фильме «Парк Юрского периода», а также роль Декстера в драме «Лекарство». Далее Маццелло появлялся в менее заметных кинокартинах.


Джозеф учился в Школе кинематографических искусств Южно-Калифорнийского университета. Что интересно, обучение он оплатил гонораром, который получил за появление во второй части «Парка Юрского периода». Маццелло пошутил, что это был подарок режиссёра Стивена Спилберга.


Фото: instagram.com/joe_mazzello

Сейчас актёр редко появляется на экране. Последние его заметные роли были в фильмах «Социальная сеть» и «Богемская рапсодия».


Фото: instagram.com/joe_mazzello

Мара Уилсон, 32 года

Актриса известна только своими детскими ролями. Успех ей принесли фильмы «Миссис Даутфайр», «Чудо на 34-й улице» и «Матильда». У русскоязычной аудитории особенно известен последний.


По словам Мары, она бросила кино, поскольку ей не нравилось повторять одно и то же много раз. Кроме того, в качестве актрисы она не чувствовала творческой свободы.


Фото: instagram.com/marawilson

Уилсон не снимается в кинокартинах с 2000 года, однако время от времени она озвучивает персонажей в мультсериалах. Сейчас Мара выступает в качестве писательницы, ведёт блог.


Фото: instagram.com/marawilson

Линдси Лохан, 33 года

Первую яркую роль Лохан исполнила в фильме «Ловушка для родителей». Кстати, на эту же роль претендовала Мара Уилсон. Далее Линдси успешно проявила себя в кинокартинах «Чумовая пятница» и «Дрянные девчонки».


Фото: instagram.com/midioramaoficial

После выхода фильма «Поцелуй на удачу», который принёс актрисе хороший гонорар, но был неоднозначно принят зрителями и критиками, Лохан заинтересовалась съёмками в независимых фильмах. В то же время у Линдси начались проблемы с наркотиками и алкоголем, что негативно сказалось на её карьере.


Фото: instagram.com/lohanfansmexico

Борясь с зависимостью, Лохан пробовала себя в качестве дизайнера, снималась в сериалах, а затем открыла несколько пляжных клубов. Сейчас Линдси вновь вернулась к музыке и на днях выпустила сигнл «Back to Me», который был тепло принят поклонниками.


Фото: скриншот из видео на YouTube-канале Lindsay Lohan

Кристина Риччи, 40 лет

Актриса прославилась благодаря роли Уэнзди Аддамс в комедии «Семейка Аддамс». Далее Риччи снялась в ещё нескольких удачных кинокартинах, в числе которых «Каспер» и «Сонная лощина».


Кристина продолжала сниматься, не делая долгих перерывов. Но хотя критики положительно отзывались об актёрской игре Риччи, далеко не все фильмы с её участием получили популярность у зрителей.


Фото: instagram.com/riccigrams

В 2013 году актриса вышла замуж, а через год родила сына. Владеет своей собственной продюсерской компанией.


Фото: instagram.com/riccigrams

Кстати, ранее мы рассказывали о ещё одном актёре, который прославился в детстве.

  • Читать еще

В художестве раскрашивание текстиля является целой отраслью творческого занятия по созданию картин, дизайнерских элементов гардероба и соединяет в себе несколько способов нанесения краски. В данной статье мы рассмотрим роспись по ткани батик для начинающих.

Батик зарождался в Индонезии и техника изготовления цветных тканей с узорами существует по наши дни. Многие особенности нанесения рисунка в большей степени схожи с методами традиционного окрашивания шелка и хлопка в Японии и Индии. Некоторые отличаются по своему инструментарию, набору материалу и технологии окрашивания.

В наше время окрашивание тканей на дому — распространенное хобби, и мастера занимаются росписью по текстилю ради художественного удовлетворения. Также техника батика применяется для реставрации безнадежно испачканной одежды или вовсе для получения эксклюзивных платков, футболок, платьев и так далее.

Горячий батик

Художественная роспись с помощью резервирующего вещества – расплавленного воска. Такое вещество делает рисунки на ткани с помощью специального инструмента чантинга, медный резервуар на ручке, в который помещается кипяченый жидкий воск, а на конце резервуар имеет тонкое сопло, из которым собственно и рисуют узоры. Для бензинового резервирующего средства используют стеклянную трубку. Таким способом ткань опускается в краску для текстиля, это могут быть анилиновые красящие порошки, которые разбавляются водой или наносится кистью, а разрисованные места останутся не тронутыми.

На высохшую краску можно продолжать наносить средство и окрашивать еще одни слоем, в производстве, воск наносятся штампами, что дает возможность сделать повторяющийся мелкий ажур.

Воск, когда уже не нужен в работе, выпаривается с помощью утюга и бумажных полотенец или газетной бумаги.

Холодный способ

Ручная роспись в холодном окрашивании с применением резервирующих веществ на основе бензина или акрилового контура по ткани применяется широко в живописи по шелку. С помощью этой техники создают изящные картины или часто используют в окрашивании шарфов.

Статья по теме: Как сшить футболку для девочек своими руками: выкройка с описанием

В росписи шелка чаще применяются анилиновые красители, так как их структура очень легкая, а в росписи хлопка можно использовать акриловые краски, которые создают пленку. В любом случае, в продаже есть всевозможные краски по ткани, а в инструкции всегда указывают, на какие виды текстиля они рассчитаны, а также каким способом следует закрепить краску.

Рассмотрим наглядный мастер-класс по росписи шелка красками. В данном примере выполняется роспись палантина на морскую тему.

Работа выполняется анилиновыми красителями с применением солевого секрета. О нем вы узнаете в конце работы.

Для полноценного палантина нам нужны такие материалы и инструменты:

  1. Эскиз рисунка на бумаге;
  2. Кусок натурального шелка размером 150*50см;
  3. Резервирующий состав черного цвета;
  4. Анилиновые красители для батика;
  5. Кисти;
  6. Стеклянная трубочка для резерва;
  7. Соль;
  8. Подрамник из деревянных палок;
  9. Кнопки.

Первым делом туго натягиваем мокрую ткань на раму с помощью кнопок. Наполняем шприцом резервирующую жидкость, до заполнения шарика. Наносим контур резервом уже на сухой холст, подложив под низ шаблон рисунка.

Линии состава должны быть замкнутыми, чтобы краска не убегала за границы через трещинки. А сделает она это очень быстро и бесповоротно, если мы оставим ей ход.

Многие творческие личности, создавшие массу шедевров на холсте, слепившие несчетное количество фигур из глины, сотворившие немало сюжетных композиций на деревянных поверхностях готовы показывать свой дар и в иных направлениях. Для одних станут интересными работы в технике скрапбукинг, другие по достоинству оценят каллиграфию, а третьи придут в восторг от батика.

Что это такое?

Батик – обобщенный термин, предполагающий под собой несколько способов ручного рисования на различных видах тканевого материала. За основу описываемой техники взят принцип резервирования. Говоря простыми словами, на ткань наносится рисунок, контур которого покрывается резервирующим составом, препятствующим растеканию красящих веществ по поверхности основы. Благодаря такой особенности мастера создают узоры любой сложности.

В качестве разделителя границ используется специальный состав закрепителя, называемый в художественном мире резервом. Основными компонентами при его изготовлении являются бензин, парафин и водная основа.

Техника исполнения батика основывается на том, что составные части резерва, а именно парафин, резиновый клей, различные смолы, не позволяют красящему составу пройти сквозь себя. Для самой работы за основу рабочего полотна используются хлопковый материал, шелк, шерстяные и синтетические ткани. Чаще всего творческие личности стараются преобразить одежду, например, футболки или джинсы.

Для обновления старых предметов гардероба, кухонных полотенец и тряпочных аксессуаров техника ручной росписи по ткани считается незаменимой, при этом в батике различаются несколько видов исполнения, позволяющих работать с разными типами ткани и красящими составами.

При создании творческого шедевра художественные натуры выкладываются по максимуму. Готовые работы получаются уникальными, яркими и неповторимыми. Стоит отметить, что многие художники, профессионально занимающиеся росписью по ткани, сумели создать собственную линию одежды, повторить которую не представляется возможным.

История возникновения

Местом зарождения ручной росписи по ткани является остров Ява. Само обозначение «батик» в дословном переводе значит «восковые капли». Представляемая техника росписи известна индонезийскому народу с давних времен. Многие из них до сих пор украшают свою одежду, костюмы родственников и тканевые предметы быта уникальными рисунками.

В принципе человечество с давних пор занимается созданием изображений на тканевых полотнах. Различные способы нанесения красящего материала на ткань были известны в Шумере, применялись в Японии, Перу. На Шри-Ланке и в некоторых частях африканского континента технике нанесения красок на ткань уделяли особое внимание.

Несмотря на то что технология нанесения изображений на материю была знакома разным народам, индонезийские мастера первыми сумели постигнуть множественные тонкости техники и достигли небывалых высот в работе по окрашиванию материи. За короткий промежуток времени они сумели превратить обычное комнатное ремесло в целое направление искусства.

На составление изображения одного полотна мастера тратили ни один месяц. Некоторые достаточно сложные рисунки создавались художниками несколько лет. И это никак не связано с ленью мастера. В основном все завязано на многоступенчатых этапах подготовки основного материала. Для начала его необходимо было вымочить, после чего прокипятить. Белоснежную ткань, которую чаще всего использовали для создания шедевров, требовалось отбелить. Затем на ткань наносился набросок, по контуру которого проходила обработка восковым составом.

После его высыхания художник мог приступать к созданию красочных шедевров. Последним этапом работы была сушка полотна. По причине длительного и кропотливого процесса создания рисунков расписную одежду изначально носили только аристократы и представители знатных семей.

Мастера острова Ява не хотели, чтобы техника рисования по ткани спустя несколько десятков лет оказалась забытой. По этой причине они передавали секреты творческого ремесла своему потомству. Творческие яванцы даже проводили эксперименты, пытаясь воспроизвести одинаковые рисунки на идентичных видах ткани. Только из этого ничего не вышло. Готовые работы имели схожие черты между собой, и все же была четко видна разница исполнения рисунка разными людьми.

В те давние времена начинающие мастера батика изначально использовали растительные орнаменты, исполнение которых не требовало особого труда. Набравшись опыта, задачу росписи по ткани следовало усложнять изображениями с геометрическими узорами, а затем приступать к исполнению сюжетных линий из мифологических историй.

Научные историки после ознакомления и изучения возникновения техники батик утверждают, по изображениям, нанесенным на одежду человека, становилось понятно, к какому классу он относится. При этом было категорически запрещено перерисовывать королевские узоры.

Даже в приданном будущей невесты должна была находиться хотя бы одна вещь, оформленная при помощи техники батик. Это могли быть занавески, панно, любые элементы гардероба. И с тех давних пор, это правило практически не изменилось.

На сегодняшний день у индонезийского народа особой популярностью пользуется предметы гардероба, расписанные вручную. Из-за повышенной востребованности одежду стали изготавливать для реализации с целью получения прибыли. Важно отметить, что в XVII век, батик начал экспортироваться с Явы в страны Европы. Европейцы по достоинству оценили способ нанесения изображений на ткань и для упрощения работы мастеров изобрел специальный агрегат – батик-штифт. Он помогал держать воск в жидком виде длительный промежуток времени.

А уже в 1801 году было создано автоматическое устройство с перфокартами, благодаря которому человек мог создавать полотна с готовыми эскизами изображений. Такой прорыв сыграл серьезную роль в истории батика, потому техника исполнения стала стремительно подниматься по ступеням ремесла, а максимальный пик популярности в странах европейского континента приобрела в XIX веке.

Виды

Батик – это общее наименование техники нанесения разнообразных изображений на ткани, предполагающее под собой несколько способов исполнения, от которых зависят используемые предметы и шаги работы. Особенность каждого отдельного вида батика заключается в том, что первый способ идеален для работ с синтетической материей, другой незаменим для создания шедевров на шелке. Чтобы начинающий мастер разобрался в тонкостях и нюансах работы, предлагается внимательно изучить каждую отдельную разновидность техники росписи.

Горячий батик

При данном способе используется резервирующий состав, приготовленный на основе воска. Его наносят на ткань чантингом. Он проникает глубоко в волокна материи и быстро высыхает, тем самым создается прочная граница, за которую не сможет растечься красящий состав. Сам воск, используемый для окантовки изображений, предварительно расплавляется. Красящие составы наносятся в несколько слоев, чтобы цветовая гамма рисунка получилась яркой и насыщенной.

Последним этапом работы является удаление резервирующей массы. Горячий способ исполнения рисунка в большинстве случаев применяется для росписи хлопчатобумажной материи.

Холодный батик

Подходящий способ для создания декоративных изображений на шелке. Для качественной работы необходимо использовать красящие вещества, изготовленные на основе анилина. Резервирующий состав, применяемый для холодного способа, может быть густым или жидким.

Густая консистенция говорит о том, что основой его состава являются резиновые элементы. В жидковатом резерве основой является бензиновый компонент. При этом густая масса хранится в тюбиках с тонким носиком, через который происходит нанесение вещества на контур рисунка. Жидкое вещество разливается по ткани при помощи специальной стеклянной трубки.

Стоит отметить, что холодный батик предполагает использование не только бесцветного резервирующего состава, но и цветных веществ. Красящие вещества на ткань наносятся одним слоем, именно поэтому мастеру необходимо проявлять максимальную аккуратность в процессе работы.

Свободная роспись

Данная разновидность батика широко применяется на натуральном шелке и тканях из синтетических волокон. В качестве красящих составов мастера применяют масляные краски либо красители, изготовленные на основе анилина.

Узелковый батик

Довольно интересный и весьма распространенный способ исполнения необычных изображений на ткани. Материю завязывают в несколько узелков, каждый из которых последовательно перевязывается нитью. Поверх наносятся красящие вещества. После полного высыхания нитки срезаются, а узлы развязываются.

Шибори батик

Представляемый способ исполнения необыкновенных изображений на ткани сможет использовать любой человек, даже не имеющий художественной жилки, хотя творческие нотки присутствует в каждой индивидуальной личности.

Подготовленный материал изначально мнется, после скручивается, затем перетягивается и сматывается. После этих манипуляций полотно погружается в красящий состав. Развернув ткань после высыхания, исполнитель работы наверняка потеряет дар речи. Подобным образом можно окрашивать любые тканевые материалы, одежду, сумки и многое другое.

Инструменты и материалы

Несмотря на кажущуюся легкость исполнения живописного рисунка на тканевом материале, батик предполагает использование самых различных инструментов и материалов, которые обязаны присутствовать в арсенале художника.

Ткань для основы

Материал для рисования может быть самым разным, хотя наиболее предпочтительными являются натуральные ткани, например, шелк. Начинающим мастерам лучше использовать искусственные материи, например, шифон или крепдешин . Выбранное для работы полотно предварительно следует постирать, затем закрепить на раму, слегка растянув его.

Благодаря этому красящий состав проникает глубоко в волокна и максимально прокрашивает ткань.

Подрамник

К сожалению, без данного предмета обойтись никак нельзя. Ведь выбранная для работы ткань должна ожидать окрашивания в натянутом состоянии. Подрамники для батика по внешнему виду напоминают оконные рамы, где с одной стороны плоскости имеется скос, чтобы натянутая ткань не касалось его основания. Если отсутствует подрамник, можно воспользоваться раздвижной рамой. Приобрести ее можно в специализированном бутике.

Важное преимущество раздвижного подрамника заключается в возможности изменять длину и ширину рабочей зоны. Опытные мастера, имеющие высокую квалификацию в технике батик, используют пяльца.

Только натяжение на них не такое максимальное, как хотелось бы. Кроме того, небольшие размеры пяльцев значительно сужают возможности создателя шедевра.

Кисти

Для выполнения работ в технике батик они считаются наиболее важными и основными инструментами. Поэтому на них нельзя экономить. Да и приобретать бюджетные наборы кистей разных размеров нежелательно. При нанесении красящего состава кончик кисти должен плавно и тонко передвигаться по основанию полотна, а неправильная форма ворса может испортить художественный замысел.

То же самое касается вылезающих из пучка волосков. Кисти, предназначенные для росписи по ткани, стоят достаточно дорого. Только мастерам придется потратиться один раз, чтобы исполнить несколько сотен работ.

Красящий состав

Обратившись в любой художественной бутик, начинающий мастер сможет познакомиться с разнообразием красок, предназначенных для батика. Только лучше всего приобретать краски на акриловой основе и водорастворимые красящие составы. Причем водорастворимые гораздо лучше подходят для тонких видов материи. Акриловые краски по консистенции напоминают гуашь и используются для работы с плотными тканями.

Стеклянная трубка

Инструмент, используемый для нанесения резерва по контуру рисунка на полотнах. Приобретая стеклянную трубку, необходимо обратить внимание на диаметр носика. Чем он тоньше, тем уже получится полоса разделения между цветами.

Парафиновый или восковой резерв

Данные материалы используются в исполнении горячего батика. Одни мастера предпочитают работать исключительно с восковым веществом, другие смешивают его с парафином. А все потому, что чистый воск очень сложно очищается по окончании работ. Сказать наверняка, какое количество резерва потребуется для работы, невозможно.

Контуры

Обычно этот материал используется для исполнения работ в холодном виде батика. Приобретают их там же, где красящие составы. Контуры, как отдельный материал, предлагаются мастерам в различных вариациях эффектов и цветовой гаммы.

Профессионалы советуют не приобретать сразу много разных видов контуров. Лучше дождаться, когда придет муза и подскажет идею для создания шедевра. Долго лежащие без надобности контуры, к сожалению, засыхают.

Чантинг

Инструмент, предназначенный для работы с жидким воском.

Кнопки

Используются для фиксации натянутой ткани на раму. Можно приобрести в любом канцелярском магазине. Они могут быть продолговатые по форме либо металлические с круглой шляпкой. В данном случае можно использовать любые крепежи, которые удобно использовать самому мастеру.

Различные мелочи

В данном случае предполагаются простые карандаши, палитра, позволяющая смешивать разные красящие составы, калька, ластик, фломастеры, благодаря которым получится обвести шаблон задуманного рисунка, бечевка или обычные нитки, позволяющие создавать узелковый батик, спирт, фен и вода, желательно без примесей.

Новинки мастерства

На сегодняшний день художественные магазины постоянно пополняются различными материалами и инструментами, позволяющими облегчить мастеру работу. Представляемые новинки позволяют превращать в реальность самые сложные фантазии художника. Одним из таких новшеств является фантомный маркер . После нанесения изображения на ткань и обработки его резервирующим составом и красящими элементами, маркер испаряется. Широким спросом среди художников стали пользоваться прочные когти, удерживающие основу на подрамниках , при этом они не повреждают ткань и не оставляют дырочек.

Любители техники горячий батик по достоинству оценят паровую баню для воска с электрическим подключением . Для творческих личностей, занимающихся батиком профессионально, создан аэрограф с рядом особенностей, позволяющий распылять красящий состав по тканевой поверхности в больших количествах. Отличительная черта аэрографа заключается в равномерном нанесении красок на рабочую поверхность. Послу высыхания на готовом рисунке отсутствуют градиентные пятна и потеки.

Техника выполнения для начинающих

Начинающие мастера, а также лица, не имеющие художественного образования, но желающие проявить себя в искусстве, смогут создать необыкновенные шедевры, применив наиболее интересную разновидность техники батик для украшения полотна или одежды.

Причем необязательно иметь специальную мастерскую, достаточно сделать небольшой рабочий уголок в домашних условиях, где никто не помешает вам и не побеспокоит. Несколько часов уединения позволят создать необычный рисунок на ткани своими руками.

Холодный батик

Представляемый вариант росписи по ткани подходит людям, имеющим терпение, так как сам процесс работы достаточно трудоемкий и занимает много времени. В качестве резерва используются составы, которые не следует нагревать или расплавлять.

Прежде чем приступать к работе, мастеру необходимо создать рабочее пространство. Место должно быть хорошо проветриваемым, например, балкон или лоджия. А все из-за испарений резерва, которые оказывают негативное воздействие на организм человека.

  • карандаш;
  • резерв;
  • стеклянная трубка для нанесения резерва;
  • колонковые кисти;
  • кнопки с подрамником;
  • ткань (наиболее подходящей станет шелк).

Выбрав подходящий рисунок, мастеру необходимо перенести его на бумагу, как шаблон. Весь контур изображения должен быть замкнутым. Последующее нанесение резерва необходимо производить без задержек, но и не спешить при этом. Чтобы не допустить ошибок, предлагается ознакомиться с правильной последовательностью действий.

  • Изначально выбранное для работы полотно необходимо простирать, натянуть на подрамник.
  • В стеклянную трубку набирается резервирующее вещество, после чего наносится на контур эскиза.
  • Для увеличения числа оттенков на палитре потребуется разбавить один и тот же цвет разным количеством воды. Для создания их в большом количестве можно воспользоваться небольшими баночками от йогурта или одноразовыми стаканчиками.
  • При нанесении красок важно изначально наносить светлые тона с плавным переходом к темным оттенкам.
  • После нанесения красок на поверхность готового изображения необходимо высыпать немного соли, дать краскам высохнуть, после чего стряхнуть солевые песчинки и снять полотно с подрамника.
  • После окончания красящих работ остатки резерва из трубки необходимо удалить, в противном случае он затвердеет.
  • Спустя сутки ткань следует прокипятить, затем простирать в теплой воде.
  • При полоскании в воду необходимо добавить немного уксуса. Затем отжать материал от воды и прогладить.

Горячий батик

Роспись на повседневной одежде выглядит не просто красиво, а крайне эффектно. Художники, желающие преобразить свой гардероб, должны внимательно изучить технику горячего батика. Данный способ очень удобен, так как не требует кропотливого труда с окрашиванием отдельных кусочков полотна. Многие творческие личности, желая иметь уникальные вещи, не имеющие аналогов, изначально закупают ткань, затем разукрашивают полотно, а после шьют из него одежду.

Единственное, в чем необходимо проявлять осторожность, – это работа с расплавленным воском. В остальном используются самые стандартные инструменты. Наиболее подходящая для работы ткань – хлопок, шерсть или шелк.

Важным этапом работы является подготовка инструментов.

  • материя;
  • бумажный трафарет;
  • краски;
  • стакан;
  • чантинг;
  • кисти;
  • целлофан и газеты;
  • фен и утюг;
  • воск.

Прежде чем приступать к созданию шедевра, мастеру необходимо переодеться в рабочую форму.

  • Для начала необходимо взять чантинг. Он напоминает миниатюрную лейку с тонким носиком. Хотя гораздо удобнее использовать кисти с тонким ворсом, благодаря которым получается наносить ровные капли на полотно. И лишь после используется красящий состав.
  • Далее наносятся краски . При необходимости можно повторно применить воск на некоторых зонах рабочей поверхности и раскрасить иными по составу красящими веществами.
  • После высыхания краски следует удалить воск. Для этого необходимо положить полотно на газетную бумагу и погладить его утюгом. Затем поменять газетный лист и снова прогладить.

Данную процедуру необходимо проводить до полного избавления от воскового резерва.

Свободная роспись

Наиболее распространенной на сегодняшний день считается свободная роспись с вымачиванием в солевой жидкости. Особенность техники заключается в том, что натянутая ткань должна пропитаться водно-солевой жидкостью, после чего на нее наносится красящий состав. Рисовать такую красоту – одно удовольствие, так как готовый результат придется по вкусу даже самым привередливым художникам. Чтобы понять тонкости свободной росписи, предлагается изучить несколько вариантов его исполнения. Для начала необходимо подготовить рабочие принадлежности:

  • красители на анилиновой основе;
  • солевая жидкость;
  • шелковое полотно;
  • эскиз;
  • кисти;
  • карандаш.

Начинающие мастера первым делом соберутся подготовить солевую жидкость. Для этого потребуется взять несколько столовых ложек соли и развести ее в стакане горячей воды. Но здесь имеется важный нюанс – горячую жидкость необходимо перелить в эмалированную тару или стеклянную посуду, чтобы было удобнее размешивать, а после наносить на ткань. Затем карандашом делается набросок подготовленного изображения на полотне.

  • В первом случае следует ознакомиться с мокрой росписью. Перед началом работы ткань пропитывается в солевой воде, а далее без ожидания, пока ткань подсохнет приступают к работе. Кстати, даже для разбавления красящих веществ необходимо использовать соленую воду. При нанесении рисунка следует пользоваться широкой кистью и делать ей грубые мазки. Благодаря этому рисунок получит необычный дизайн.
  • В данном случае предполагается роспись по полусухой материи. В то время, когда шелк еще слегка влажный, на нем возникают кристаллики соли, благодаря чему наносимый красящий состав не растекается в разные стороны, хотя от кисточки остается яркий след, который спустя некоторое время немножко расползается. Данный способ идеально подходит для создания имитации природных контуров.
  • Третий способ рассказывает о работе с сухой материей. После того как полотно высохнет, ткань становится хрустящей, а красящее вещество лишь слегка растекается по ее поверхности. Процедуру прорисовки следует продолжать путем нанесения редких мазков.

Оригинальные идеи

На сегодняшний день все работы, сделанные вручную, например, вязаные вещи или вышивка на ткани, стоят очень дорого. То же самое касается полотен, созданных в технике батик. Создатель красочного шедевра вкладывает в свои произведения искусства много сил и времени, стоит ли говорить о материалах и инструментах.

Но несмотря на фактор дороговизны, каждый человек с огромным удовольствием приобретет для себя майку или платок с принтом «hand made».

В первом случае предлагается рассмотреть готовое полотно, выполненное в технике холодного батика. Каждый мазок кисти сопровождается плавным переходом от темных к светлым оттенкам. При внимательном рассмотрении просматривается четкая линия резервирующего состава, благодаря которой присутствуют границы в каждом элементе рисунка. Фоновая часть платка исполнена в самых необычных и плавных переходах светлых тонов палитры, с которыми художник работал не один час.

Люди, не имеющие художественного образования, не смогут найти разницу между техниками холодного и горячего батика. Это смогут сделать только искушенные мастера своего дела. В данном случае предлагается рассмотреть вариант рисунка, составленного в технике горячего батика. Его главная отличительная черта заключается в возможности использования тончайших линий воска, которые едва заметны на готовой картине.

Третий вариант работы выполнен в свободной технике. И это видно невооруженным взглядом. Смотря на цветок, в мыслях сразу возникает силуэт художника, который аккуратными мазками наносит красящие составы на полотно. А солевой раствор, применяемый в работе, только помогает создать плавные переходы между похожими по оттенкам цветами.

Собрано из разных источников.

***********************************************************************************************

История батика

Батик с изображением индианок

Батик — batik — индонезийское слово. В переводе с индонезийского слово «ba» — означает хлопчатобумажная ткань, а «-tik» — «точка» или «капля». Ambatik — рисовать, покрывать каплями,штриховать. Техника батик основана на том, что парафин,резиновый клей, а также некоторые другие смолы и лаки, будучи нанесенными на ткань, не пропускают через себя краску — или, как говорят художники, «резервируют» от окраски отдельные участки ткани.

Родиной батика, искусства росписи тканей, считается Юго-Восточная Азия. К нам батик пришел из Индонезии, даже название этого декоративного искусства происходит от местного слова «анбатик» — рисовать, писать. При изготовлении батика, кроме кра-сителей, использовались специальные составы — резервы, позволяющие сохранять окраску того или иного фрагмента ткани при дальнейшем кра-шении. Основой для росписи служили хлопковые ткани ручной выделки. Подготовке ткани уделялось особое внимание: ее вымачивали, тщательно отбеливали, кипятили для придания однородности и необходимой плот-ности. После этого начинался много-дневный процесс росписи: нанесение горячего воска, крашение, сушка. Эти действия повторялись столько раз, сколько различных цветов было в соз-даваемом рисунке. Как правило, таких циклов было не более десяти. Это связано с достаточно ограничен-ным количеством природных красите-лей, которые использовались в тради-ционном индонезийском батике. Теплая коричневая гамма, от цвета слоновой кости до темно-коричневого, подчеркивалась сочными тонами индиго — самого яркого красителя. Рецепт изготовления красок, равно как и узоры росписи, принадлежали каждой семье и тщательно охранялись. По рисунку на одежде можно было определить принадлежность человека к касте, его общественное положение и родственные связи. Сюжеты для росписи использовались самые раз-ные: от абстрактных рисунков до слож-нейших орнаментов — для украшения одежды: многофигурные жанровые или религиозные композиции — для жилищ и храмов.

Батик в древности был распро-странен не только в Индонезии, но и в Индии, где этот способ окраски ткани носил название «бандхана» и «лахерия».

Техники и приёмы в батике

Горячий батик

В качестве резерва в горячем батике используется воск . Воск наносится с помощью специального инструмента, называемого чантингом . Места, покрытые воском, не поглощают краску, а также ограничивают её распространение. Горячий батик называется горячим потому, что воск используется в «горячем» расплавленном виде. Этот способ используется в основном для раскрашивания хлопчатобумажной ткани. По завершении работы воск с поверхности ткани удаляется. Эффект росписи достигается благодаря послойному нанесению краски.

Холодный батик

Холодный батик в большей мере используется при нанесении краски на шёлк, хотя возможно использовать и другие ткани. При этом роль резерва выполняет специальный материал. Его можно приготовить в домашних условиях, но есть и готовые резервы. Он представляет собой густую массу резинового происхождения. Существуют как цветные, так и бесцветные резервы. Холодный резерв наносится либо специальными инструментами — стеклянными трубочками с резервуаром, либо используется резервы в тюбиках, которые оснащены удлинённым носиком.

Роспись на шелке — одна из наиболее вос-требованных и эффектных техник в деко-ративном искусстве. Роспись на шелке отли-чается от традиционного батика — создания красочных композиций на ткани с помощью различных приемов: способом нанесения красителя, а вместо воска используются дру-гие материалы: резерв, солевой раствор. Для этого направления характерны техники, позволяющие создать различные эффекты. Роспись на шелке включает в себя два вида: так называемый холодный батик и свободную роспись.

а) техника холодного батика

Для "холодного" батика (техника Гутта) характерен лаконизм, элегантная чёткость контуров рисунка; легко применяются акварельные техники - заливки (как однотонные, так и мультиколор), растяжки тона; лессировочные техники. Для создания фактуры используются различные солевые эффекты; причём разные виды соли, применяемые на разных видах ткани дают невообразимые вариации рисунков, преподнося художнику сюрпризы - иногда приятные, иногда не очень. Каждый раз, как сталкер, продвигаешься по знакомому пространству, сталкиваясь с чем то новым, непознанным. И иногда на 100% не знаешь, чем закончиться твоё "путешествие" в страну Батика. Ещё и красители "с характером". В непроявленном виде (незакреплённые) они имеют весьма сдержанный вид - серовато-скучноватую гамму. Но после закрепления в автоклаве они становятся в несколько раз насыщеннее, сочнее, начинают звучать, играть всеми цветами радуги. При неумелом обрашении (т.к. не видно, какого точно будет тон и цвет) невзначай можно впасть в "чернуху" или откровенно крикливые тона. Требуется внимательность, чутьё и чёткое знание законов сочетания цветов и их смешения, т.к. некоторые оттенки остаётся лишь угадывать, смешивать почти в слепую, т.к. в непроявленном виде краски краски "непохожи сами на себя". Опыт и интуиция помогают добиться желаемого результата. А хороши эти краски тем, что после закрепления их на ткани (обязательно паром, под давлением, а не утюгом!) с этим батиком можно делать всё, что угодно - стирать любым моющим средством (при желании можете испытать даже хлорным отбеливателем!), можете утюжить, стирать в стиральной машине на 60 -40 градусов, носить изделие под палящим солнцем и т.д. - вам гарантировано качество на несколько лет. История некоторых рубашек, платьев и платков равна 6-7 годам постоянного пользования без изменения качеств красочного слоя.

Работа в технике холодного бати-ка дает возможность расписать не всю вещь, а один небольшой фраг-мент. Такая фрагментарная роспись может не только украсить изделие, но и без помощи аппликации скрыть дефект ткани или пятно.

Обязательное наличие контура придает произведениям, выполнен-ным в этой технике, дополнитель-ную декоративность и графичность. Линии контура ограничивают часть рисунка, замыкая его. Замкнутость контура является обязательным усло-вием. Именно в технике холодного ба-тика расписывают платки на тек-стильных фабриках. Рисунок печата-ют резервирующим составом на ма-шине, а расписывают вручную по образцу, используя не кисти, а стек-лянные трубочки для резерва. Такая работа требует некоторого опыта, так как краситель вытекает быстрее, чем резерв, хотя резервуар трубочки и создает небольшой его запас.

Пошаговый пример выполнения работы.

В качестве материала для работы лучше взять подходящие по раз-меру обрезки хлопчатобумажной тка-ни или шелка.

При определении размера контура следует помнить, что с каждой сто-роны необходимо сделать припуск ткани примерно 1 см. Впоследствии этот припуск будет закрыт паспорту. Например, если панно в готовом виде имеет размер 11 х 8 см, ячейка сетки должна быть 13 х 10 см. Натяните ткань на раму. Рисунок переведите на ткань. Выполним панно «Бабочка» в трех колористических решениях, ко-торые условно назовем «утро, пол-день, вечер».

Красители разведите до нужной насыщенности цвета. Резерв, кото-рым вы будете пользоваться, обяза-тельно надо опробовать на нерабочих полях ткани. Проведите несколько линий с различной скоростью, слег-ка касаясь поверхности ткани рабо-чим концом трубочки. Начинать линию надо на листе бу-маги или на клеенке и затем плавно переходить на ткань. Тогда начало ли-нии будет четким и аккуратным. За-кончите линию, просто повернув тру-бочку рабочим концом вверх.

Определите, при какой скорости движения руки резерв оптимально ложится на ткань: проникает на-сквозь и не растекается. Затем при-ступайте к обведению линий размет-ки открыток. Помните, линии надо проводить ровно и твердо.

Проведите параллельные и пер-пендикулярные к ним линии, следя за тем, чтобы не размазать уже нало-женный резерв.

Чтобы проверить замкнутость контура, подсветите ткань снизу лам-пой: еще влажный резерв выделится светлыми полосами. Переверните раму и проверьте, пропитал ли резерв ткань насквозь. Если нет, обведите линии еще раз, уже с обратной сто-роны.

Таким же образом обведите рису-нок всех работ. При этом кисть руки надо держать на весу и только при проведении длинных прямых линий опираться на мизинец. Закон-чив обведение рисунка и проверив замкнутость линий, оставьте ткань до полного высыхания. Плотно закрой-те баночку с резервом, предваритель-но выдув в нее оставшийся резерв из трубочки. Трубочку промойте бензи-ном или уайт-спиритом с помощью насаженной на вер-хний конец резиновой груши. Пока резерв сохнет, проветрите по-мещение.

Колорит работы «утро» свет-лый, в холодной гамме, серебристый, напоминающий покрытую росой по-ляну. Для получения краски лучше взять яркие, как залитый солнцем луг. Сумерки по-пробуйте выдержать в сиреневой гамме летнего вечера.

Имейте в виду, что после высыха-ния красители станут более светлы-ми. Чтобы предвидеть конечный ре-зультат, капните на поля ткани крас-ку каждого цвета. Роспись начинайте со светлых участков. В случае неудачи этот уча-сток залейте красителем еще раз, сделав его чуть темнее. Если же на-чать расписывать с темного цвета, может получиться так, что по мере закрашивания остальных участков росписи этот цвет уже не будет восприниматься самым темным и не получится задуманного контраста. В начале работы может случайно образоваться затек светлой краски за линию резерва. Дефект легко ус-траним в процессе дальнейшей ра-боты.

Аккуратно расписывайте один фрагмент за другим. Старайтесь, что-бы краситель не выходил за пределы контура. Если это случится, попро-буйте устранить дефект. После промывки лучше продол-жать роспись других участков, так как сильно пропитанная влагой ткань хуже впитывает краситель и цвет бу-дет более светлым. Для более быст-рого высыхания воспользуйтесь фе-ном.

Если вы расписываете одновре-менно несколько одинаковых изде-лий, одним красителем покройте нужные участки росписи сразу на всех изделиях.

Чтобы придать работе большую живописность, не заливайте фраг-мент одним цветом. Цвета прекрасно -но смешиваются на ткани, перетекая один в другой. Поэтому окрасьте одну сторону листа или лепестка, за-тем другую близким цветом, но ино-го оттенка. Капля спирта, нанесенная на кра-ситель, сначала оттеснит его, так как быстрее впитывается в ткань. Но как только спирт высохнет, краситель медленно начнет восстанавливаться, создавая плавный переход цвета от темного к светлому. Можно накла-дывать один краситель поверх другого.

Готовую роспись оставьте высы-хать на раме. Посмотрите, может быть, есть необходимость подчерк-нуть некоторые участки более тем-ным цветом. Роспись для панно не нужда-ется в запаривании. Прогладь-те. Теперь осталось оформить их. Техника холодного батика включает в себя 3 основных способа:

«Классический» — со-здается методом навод-ки резервирующих ли-ний, ограничивающих замкнутые плоскости, в результате чего получа-ется рисунок, напомина-ющий витраж, и распи-сывается в один слой;

«Многослойный» — создается также по вит-ражному принципу, но при этом использует-ся несколько наложений цветовых тонов друг на друга;

«Незамкнутая графика» расписывается без ис-пользования замкнутых плоскостей, в этой тех-нике резервирующая линия разрывается, что позволяет цвету одной плоскости входить в цвет другой.

б) свободная роспись

Свободная роспись включает в себя три техники:

«Акварельная техни-ка» — ткань расписыва-ется по «сырому» с подсушиванием в опре-деленных местах и при-менением спиртового эффекта, а также росписи специальными пороло-новыми кистями по «су-хому»;

«Трафаретная техни-ка» — рисунок создается с помощью трафаретов и специальных баллон-чиков для распыления красителя.

«Графика по свобод-ной росписи» — создает-ся с применением соле-вой техники и наводки графики резервом.

в) узелковая техника Узелковая техника очень разнообразна. При различном складывании ткани и обработке краской получаются своеобразные интересные рисунки. В узелковой технике так же используются вкладывание мелких предметов: пуговиц, камушек, бусинок и т.д. г) технические приемы Растяжка одного цве-та позволяет выполнить плавный переход раз-ной тональности одного цвета (например, три тона синего красителя).

Роспись по «сырому»— технический прием, позволяющий создавать различные узоры. Солевая техника - технический прием, при котором на подкрашенную сырую ткань наноситься соль или мочевина. При высыхании появляется эффект капель. Часто используется в морской тематике.

В свободной росписи используют различные загустители, которыми либо покрывают ткань (грунтуют), либо загущают сами красители.
Можно выполнять свободную роспись и по грунтованной ткани (практически по любой), использую как достоинство эффекты затекания, размывок, мазков и т.д. Разные текстуры ткани, кисти и красители дают совершенно невообразимое практически настроенному уму количество вариантов цветовых сочетаний, изобретённых нюансов, стилистических изысков.
Находка для гурманов - техника "сухая кисть", применяемая разными кистями на различных тканях. Требуется умение свободно владеть карандашными техниками, знать законы рисунка и виртуозно владеть кистью (в т.ч. и кистью собственной руки). т.е. , что именно в свободной росписи требуется мастерство, богатая практика рисования и живописи, свободное владение материалом, инструментом и техникой

Оборудование, материалы

Успешная работа детей во многом зависит от тщательной организации условий труда. Помещение, в котором занимаются дети, должно быть сухим, хорошо отапливаемым, достаточно освещенным. В кабинете должен представлен полный спектр наглядно-методического обеспечения для класса изо. Художественные кисти, экранно-звуковые и гипсовые пособия позволят создать в школьном кабинете изо по-настоящему творческую обстановку. Все предоставленное оборудование для класса изо должно отвечает нормативным документам.

Для занятий по батику необходимо светлое, хорошо проветриваемое помещение. Каждому рабочему месту хорошо бы стол-тумбочку, где хранились бы ткань и необходимые для росписи приспособления.

Перед руководителем всегда стоит вопросы о материале и инструментах, с которыми работаю дети.

Перейдем к рассмотрению этих вопросов.

Первые, пробные работы по росписи на ткани лучше делать на не дорогих хлопчатобумажных тканях. Все хлопчатобумажные ткани прекрасно впитывают краску, но чем толще ткань или реже переплетение нитей, тем легче в нее входят и резервирующей состав.

На шелке краски выглядят более насыщенными, чем на хлопке и растекается быстрее. Искусственный шелк на подрамнике почти не растягивается, а краска растекается хорошо, особенно по мокрой ткани.

Любую ткань перед росписью нужно постирать. Тем самым из нового материала удаляется аппретура - специальный состав из крахмала, мыла, жира и других веществ. Стирка разрыхляет ткань, поэтому краска быстрее впитывается и растекается по поверхности.

Первые пробы удобно делать на пяльцах или на небольшом деревянном подрамнике. Ткань натягивают довольно сильно. Намокнув от краски, она не должна провисать и касаться стола, поэтому можно натягивать ткань и в мокром состояние. Для росписи подойдут кисти с мягким волосом, также необходимы кисти из щетины различных номеров.

Для росписи холодный батик необходимо иметь набор стеклянных трубочек с носиками различного диаметра.

Необходимо также резервирующий состав, парафин, соль и мочевина, для создания специальных эффектов на ткани.

В росписи используется красители предназначенные специально для росписи по ткани.

инструменты и материалы более подробное описание.

Перед тем как приступить к работе, вам придется приобрести или изготовить следующий набор инструментов:

раздвижная рама;

стеклянные трубочки;

формочки для краски или маленькие баночки;

Из материалов вам понадобятся:

шелковая ткань;

мочевина;

Раздвижная рама — применяется для качественного натяжения расписы-ваемой ткани и собирается в любой размер. Рама состоит из четырех дере-вянных брусков сечением 35x20 мм с вбитыми в них нержавеющими зака-ленными натяжными крючками. Бруски снабжены специальными винтовыми нержавеющими креплениями, что поз-воляет собирать раму необходимого размера. В раздвижной раме, разрабо-танной автором, предусмотрены спе-циальные бруски на липучках, которые при необходимости приподнимают раму и тем самым исключают сопри-косновение шелка и плоскости стола в процессе росписи.

Баллончики для распыления красителя — применяются в свобод-ной росписи для нанесения красителя на шелк.

Стеклянные трубочки

Стеклянные трубочки - приме-няются для качественной паводки резервирующей линии по заданному рисунку. При выборе таких трубочек необходимо обратить внимание на сле-дующее:

угол наклона носика должен быть в пределах 110-115°;

диаметр носиков трубочек должен быть разным: 0,6; 0,8; 1,0 мм;

трубочка должна иметь гнездо для спринцовки.

Кисти:

кисти для росписи применяют-ся круглые и плоские, разного размера. Материал ворса также различный: ко-лонок, ушной волос, синтетика.

Формочки для краски — применя-ются для составления колера для роспи-си определенного цвета и тона. Наибо-лее удобны баночки от йогурта или разовые стаканчики.

Ткань:

Шелковая ткань — предпочтение отдается китайскому не аппретирован-ному 100%-му шелку различной плот-ности: крепдешин, атлас, туаль, шифон. При выборе шелка необходимо обра-щать внимание на его качество. Очень важно, чтобы краситель легко растекался по шелку. Для определения пригодно-сти ткани для росписи необходимо капнуть чистой водой на край шелка. Если вода беспрепятственно вошла в ткань, это значит, что шелк не аппретирован, не имеет в своем со-ставе синтетических примесей и при-годен для росписи. Если вода с трудом проникает в ткань, это значит, что ткань непригодна для росписи, и вам лучше не использовать ее. На та-кой ткани вы никогда не получите качественную роспись.

Шаблон — перед началом росписи необходимо нарисовать шаблон для задуманной композиции. Рисунок создается на бумаге одной линией и должен быть четким и окончатель-ным, чтобы в дальнейшем не делать исправлений на шелке. Такие исправ-ления существенно повлияют на каче-ство вашей работы. По контурам шаб-лона будет наноситься непрерывная резервирующая линия, поэтому важно, чтобы композиция состояла из замкну-тых плоскостей, подобно витражу, что-бы цвета в процессе росписи не сме-шивались между собой.

Резерв — состав, применяющийся для создания резервирующей линии, которая служит непреодолимым барь-ером для красителя в процессе роспи-си, что позволяет создавать по задан-ному рисунку замкнутые «витражные» пространства, различные по цвету и тону.

Резерв : Можно купить готовый - продаются в художественных салонах как отечественные, так и импортные. Можно сварить самому по старому проверенному рецепту. Сваренный собственноручно резерв хорош тем, что вы можете регулировать текучесть, вязкость, цвет состава, подгоняя его под ту трубочку, которой собираетесь работать. Для тонкой трубочки (имеется в виду диаметр "носика") резерв нужен более текучий (жидкий) - им работают по тонкому гладкому полотну. Трубочка с более крупным диаметром требует более густого резерва и годится для более плотной и фактурной ткани. Но для новичка бывает вначале сложно определить, что именно ему в данный момент необходимо. Это можно выяснить, неустанно практикуясь и пробуя всевозможные варианты сочетания трубочек, контурных составов и тканей. В продаже также имеются контурные краски в тюбиках с тонкой насадкой - они не являются резервом, а предназначены для декорирования готовой картины.
В горячем батике роль резерва выполняет расплавленный воск, парафин или стеарин (либо сочетания того и другого). В классическом горячем батике работа на перекрывании нужных плоскостей горячим восковым составом, от светлого к тёмному, но иногда необходимо проработать рисунок линейно. Можно сделать это тонкой кистью, но кисть будет безнадёжно испорчена, да и однородную линию не провести - разве что мазки. Для такой работы существует специальный инструмент. Это маленький "ковшик" с тонким носиком - трубочкою. Восковая смесь кипит на водяной бане, носиком зачерпывается горячий состав и обводятся нужные контуры. Работать нужно быстро, чётко, аккуратно. Либо образовавшиеся лужи и капли объявить проявлением художественного стиля. :)
Поскольку техники батика различаются только тем, какой вид резерва используется, то люди не устают придумывать, как исхитриться, и заставить краску выполнять поставленную задачу.
В узелковых техниках используют нить, узлы, варьируя способы завязываний и сложения ткани. Работая аэрографом, применяют трафареты, сминания и пр.

Рецепт резерва:

резиновый клей 100 мл; парафин 20 г; бензин 100 мл; канифоль 2 г.

Способ приготовления резерва:

    Парафин измельчите, добавьте ре-зиновый клей, бензин и канифоль.

    Тщательно перемешайте компо-ненты и разогрейте смесь на водяной бане (~ 90º С) до получения однородной массы. После того как резерв остынет до комнатной температуры, его можно использовать для росписи.

    Для получения черного или лю-бого другого цвета добавьте в резерв типографскую или обезжиренную мас-ляную краску. Чтобы обезжирить мас-ляную краску, выдавите ее из тюбика на газету и оставьте на несколько часов. Газета впитает масло, а краску, предва-рительно растворив в небольшом количестве бензина, можно добавлять в бесцветный резерв. Для лучшего со-единения компонентов цветной резерв вновь подогрейте на водяной бане.

    Если резерв загустел, добавьте в него очищенный бензин и тщательно перемешайте.

    В магазинах художественных ма-териалов можно приобрести резерв производства различных иностранных фирм, предварительно детально озна-комившись с инструкцией по приме-нению и назначению выбранного вами состава. Главное, на что нужно обра-тить внимание, — резерв должен вы-полнять свою основную резервирую-щую функцию, а не декоративную.

Хранить резерв необходимо в полотно закрытой таре. Резерв, приготовленный в домашних условиях, долго не хранится, и его желательно использовать к течение месяца. Но время работы с резервом необходимо соблюдать меры противопожарной безопасности.

Очистка трубочки после окончания работы:

    После окончания работы из стек-лянной трубочки выдуйте резерв с по-мощью спринцовки в емкость для его хранения.

    После этого тщательно промойте трубочку в бензине с помощью сприн-цовки, последовательно втягивая и выду-вая жидкость.

Краски — используются специаль-ные для росписи по шелку и делятся на два вида:

краски, которые закрепляются паром (профессиональные);

краски, которые закрепляются утюгом (для хобби).

Соль

Соль — часто применяется в роспи-си для создания различных живопис-ных эффектов, которые другим способом получить практически невозможно. Наиболее интересные эффекты дает каменная соль крупного помола. Применяются также экстра, морская соль для ванн. Мочевина — также применяется для получения живописных эффектов. Но благодаря своим химическим свой-ствам она создает более выраженные переходы цвета за счет дополнитель-ного отбеливания.

Спирт

Спирт — применяется в росписи для улучшения растекаемости краски по шелку.

Подготовка к росписи

Прежде чем приступать к росписи, необходимо натянуть шелк на раму и нанести на него рисунок будущей росписи при помощи шаблона.

    Раздвижную раму с помощью вин-товых креплений соберите под нужный вам размер.

    Натяните шелк на раму С помо-щью специальных натяжных крючков. Вначале шелк натягивается по четырем углам.

    Затем на натяжные крючки нако-лите одну из сторон ткани, а противо-положную натягивайте, постепенно за-крепляя на раме. Повторите процедуру с оставшимися краями. При правиль-ной натяжке поверхность шелка долж-на быть тугой и гладкой, без складок и провисаний.

    Шаблон расстелите на рабочем столе рисунком вверх, накройте его ра-мой с натянутым шелком и прикрепите к ткани с помощью булавок или скотча.

    Аккуратно перенесите рисунок на ткань, используя карандаши средней мягкости (Н. НВ, В). Шаблон прекрас-но виден сквозь шелк, и вам не соста-вит груда перенести на ткань контур рисунка.

    Раму с натянутым шелком и наве-денным карандашом рисунком уста-новите в горизонтальном положении на плоскости стола. Снизу к раме на ли-пучке прикрепите бруски, которые при-поднимут ее от стола на необходимое расстояние. Это исключит соприкосно-вение шелка и плоскости стола во время росписи.

запарка

Роспись на шелке, независимо от тех-ники исполнения, необходимо запа-рить. В результате запарки краситель закрепляется на шелке, цвет стано-вится насыщенней и глубже, роспись не выцветает и не боится воды, на шел-ке появляется благородный блеск, и он прекрасно драпируется. Все это прида-ет росписи законченный вид, особен-но при создании утилитарных изделий.

    Прежде чем приступать к процес-су запарки (закрепления), убедитесь, что краситель полностью соединился с тканью: для этого после окончания росписи должно пройти не менее суток. Процесс запарки в домашних условиях довольно сложный и непредсказуемый, но, если следовать всем рекомендациям автора, вполне доступный. Чтобы запар-ка была качественной, необходимо правильно подбирать материалы, используемые в росписи, а также строго следовать технологии. Используйте для росписи только 100%-й шелк, без примесей, и профессиональные красители для закрепления паром.

    Полностью удалите воск со всей поверхности росписи, прогладив ткань утюгом через газету. Если вы работали с применением солей, очистите поверх-ность от остатков соли. Приступая к запарке, необходимо учитывать погодные условия. Во время дождя не рекомендуется запаривать, так как атмосферное давление низкое, что отрицательно влияет на процесс.

    На столе в один слой расстелите газетную бумагу. Поверх бумаги распо-ложите расписанную ткань так, чтобы бумага выступала по краям примерно на 10 см. Закройте ткань еще одним слоем газетной бумаги. Если у вас нет газетной бумаги, вы можете использо-вать обычные газеты, напечатанные в одну краску (черно-белые). В этом случае кладите их внахлест, так, чтобы вся поверхность была закрыта.

    Начиная от ближней к вам сторо-ны, загните край росписи вместе с га-зетной бумагой так, чтобы получилась полоса 6-7 см шириной. Слегка при-жмите линию сгиба. Повторяйте про-цедуру, постепенно сворачивая роспись вместе с бумагой, до тех пор, пока у вас не получится многослойная поло-ска. С каждого края полученной полос-ки отмерьте примерно по 6-7 см и за-гните края. Продолжайте сворачивать полоску в своеобразный «рулет», пока не дойдете до середины. Полученный сверток-«рулет» обвяжите льняным или хлопчатобумажным шпагатом.

    На дно эмалированного ведра положите гальку или керамические черепки и налейте воду слоем пример-но 5-6 см. Привяжите «рулет» к дере-вянной рейке на расстоянии примерно 5 см от нее. Рейку разместите на ведре таким образом, чтобы «рулет» висел в центре на равном удалении от стенок. Основное условие — «рулет» должен не касаться рейки, стенок ведра и находиться как можно дальше от воды. Таким способом можно поместить в ведро несколько «рулетов».

    Затем ведро накройте сверху шерстяными одеялами, сложенными в несколько слоев, так чтобы их тол-щина составляла не менее 10 см, и поставьте на газовую плиту на силь-ный огонь. Следите, чтобы концы оде-ял находились от огня на безопасном расстоянии.

    Примерно через 15 минут пар пройдя сквозь слои, появится над по-верхностью одеял. Проверьте, чтобы пар не выходил в щели между одеяла-ми и стенками ведра. В этом случае пе-реложите одеяла. Затем убавьте огонь до среднего и оставьте ведро на плите на 1,5-2 часа.

    Когда процесс запарки закон-чится, выключите газ и снимите одея-ла. Выньте «рулет», положите его на стол и, развернув бумагу, достаньте рас-писанную ткань. Эти операции прово-дите с предельной осторожностью, по-мните, что все, к чему вы прикасаетесь, будет очень горячим.

    После запарки промойте ткань в теплой проточной воде, смывая лиш-ний краситель. После того как вода перестанет окрашиваться, шелк необхо-димо отжать, расстелить на хлопковой подстилке и высушить утюгом.

окончательная отделка

После завершения росписи нужно произвести окончательную отделку из-делия. У платков, шалей, палантинов необходимо подшить края. Для станко-вого панно оформление является по-следним и очень важным этапом. Вы мо-жете сделать это любым из методов с применением сухой клейки, разра-ботанных автором.

натяжка на подрамник

    Роспись должна быть с каждой сто-роны как минимум на 5 см больше под-рамника. Используйте подрамник с бор-тиком по внешнему краю, что исключит его соприкосновение с росписью.

    Нанесите на торцевую и заднюю часть подрамника клей ПВА средней консистенции и дайте ему высохнуть в течение 30 минут.

    На подрамник с верхней стороны натяните хлопчатобумажную ткань, Для этого к торцу подрамника приложите край ткани и прогладьте максимально разогретым утюгом. В результате ткань приклеится к подрамнику. Метод натяжки на подрамник можно использовать при оформлении панно, выполненных на шелке в любой технике.

    Переверните подрамник на 180° и натяните ткань на противоположную торцевую часть подрамника. Прогладь-те утюгом край ткани, приклеивая ее к торцу подрамника.

    Затем аналогичным способом на-тяните и приклейте ткань на оставшие-ся две стороны подрамника.

    Обрежьте по периметру подрам-ника лишнюю ткань. Шелк — достаточно прозрачный материал, поэтому декоративные росписи лучше выглядят, если под ткань поместить подкладку. Белый фон подкладки сделает роспись более насыщенной по цвету. Следите за тем, чтобы хлопчатобумажная подкладка была хорошо, без складок, натянута на подрамник.

    Поверх хлопчатобумажной ткани на подрамник наклейте роспись. Для это-го расстелите расписанный шелк на бе-лой ткани, выровняв контуры росписи.

    Поставьте подрамник вертикаль-но на границу расписанной поверхности.

    Ткани, загните край и приклейте его к задней стороне подрамника так, как вы это делали с подкладкой.

    Переверните подрамник на 180" и, натягивая шелк с определенным усили-ем, приклейте противоположную сто-рону утюгом к задней части подрам-ника.

    Затем аналогичным способом натяните и приклейте роспись с остав-шихся двух сторон. При натяжке росписи необходимо следить, чтобы изображение не деформировалось. Чтобы исправить недостатки, можно отклеивать ткань и вновь фиксировать ее утюгам.

    Аккуратно заверните на углах с задней стороны подрамника излиш-ки ткани, прогладьте горячим утюгом и закрепите их степлером.

наклейка на оргалит, картон

    Вырежьте из оргалита пласти-ну необходимого размера и формы, по гладкой стороне загрунтуйте белой водоэмульсионной краской и дайте полностью высохнуть в течение 30 минут.

    Затем покройте всю загрунто-ванную плоскость клеем ПВА средней консистенции и дайте полностью высохнуть в течение 30 минут.

    Тщательно удалите воск с распи-санной ткани, как было описано выше, и расстелите роспись лицом вверх на подготовленном оргалите. Роспись на хлопке, выполненную в технике батика, рекомендуется закреплять на оргалите, потому что хлопчатобумажная ткань провисает на подрамнике от перепадов влажности и температуры.

    Затем накройте роспись газетной бумагой и прогладьте максимально ра-зогретым утюгом по всей плоскости. Утюг перемещайте медленно, тщатель-но, с нажимом, проглаживая поверх-ность, чтобы ткань приклеилась по всей плоскости.

    Обрежьте оформительским но-жом излишки ткани по контуру ор-галита и вставьте готовое изделие в раму.

Самое важное. Техника безопасности.

Во время выполнения работ, связанных с подготовкой материала к росписи и крашению, необходимо соблюдать правила техники безопасности.

    Быть крайне осторожными и аккуратными с воспламеняющимися, ядовитыми и сильнодействующими веществами и помнить, что все химические вещества и красители ядовиты.

    На рабочем месте должны находиться только нужные для работы красители и химические препараты. Посуда с химическими веществами и красителями должна быть плотно закрыта. На ней должны быть эти этикетки с разборчивым их названием. Не рекомендуется брать препараты руками, пробовать их на вкус.

    Изготовление красильных, химических растворов необходимо делать при открытых окнах или в помещениях с вытяжным шкафом.

Рекомендуется работать всегда в фартуке, лучше полиэтиленовом, от него легче отмыть красители. Кроме этого необходимо надеть резиновые перчатки и защитные очки, для предохранения от брызг красителей, кислот и щелочей.

Вообще, при обращении с любым химическим препаратом необходимо одевать резиновые перчатки. Это относится и к кальционированной соде, которая является сильным щелочным раствором, и отбеливающим растворам, если вы работаете в технике «вытравка».

С порошковыми красителями также следует обращаться крайне осторожно. Избегайте попадания порошка в дыхательные пути, надевайте защитную маску при отмеривании составляющих и при смешивании красителей. Всегда добавляйте сухой краситель в воду, а не наоборот. После того как краситель растворен в воде, маску можете снять. Всегда четко и разборчиво помечайте все емкости с красками и химикатами.

    Некоторые вещества при перемешивании вступают между собой в реакцию, выделяя большое количество теплоты, вследствие чего возможен пожар.

    Необходимо очень осторожно обращаться с кислотами и, особенно, с их концентрированными растворами, так как они раздражают слизистые оболочки, могут привести к сильным ожогам кожи. Хранить их надо в плотно закрытой стеклянной посуде, в случае попадания кислоты на кожу необходимо сразу же промыть ее сначала водой, а потом слабым раствором соды. Во время приготовления кислотных растворов нужно помнить, что кислоту нужно вливать в воду, а не наоборот.

    Необходимо быть очень осторожным во время изготовления резервных растворов для холодного и горячего батика. Компоненты этих смесей (резиновый клей, парафин, не говоря уже о бензине) являются сильно воспламеняющимися и взрывчатыми веществами, а пары парафина очень вредны. Резервные смеси необходимо варить на закрытом огне (на водяной бане на хорошо регулируемой электроплитке, чтобы не допускать сильного кипения резервирующего состава) в хорошо проветриваемом помещении, при этом нельзя нагибаться над посудой, вдыхать выделяемые пары. Если воск начал дымится, убавьте источник тепла и постарайтесь не вдыхать дым. При воспламенении воска накройте пламя жаропрочной крышкой и выключите нагревательный прибор. Имеющийся под крышкой кислород быстро «сгорит» и пламя потухнет. Оставьте кастрюлю с воском охлаждаться. Не поднимайте ее и не пытайтесь передвинуть. Никогда не гасите воспламенившийся воск водой!!

Если горячая капля воска или парафина попадет в холодную воду, брызги могут обжечь кожу, глаза. Если капля воды попадет в кипящий воск, то это может привести к взрыву!!!

Работать следует в защитной маске или респираторе, особенно при приготовлении резервных смесей и при выпаривании воска утюгом в горячем батике. При работе с воском никогда не оставляйте кастрюльку с воском без присмотра.

    При работе с красками необходимо применять их по назначению.

    Осторожно пользоваться резервирующем составом и разбавителем

    После окончания работы произведите уборку своего места.

    Проверьте безопасность рабочего места, убраны ли все инструменты.

    Вымойте руки с мылом.

*************************************************************************************************************

Батик — это разновидность творчества, когда на ткань наносят рисунок. История возникновения техники батик насчитывает много столетий. Предметы, которые сделаны с помощью батика, были очень популярны в свое время. Как правило, совершенству в этом случае, тоже не было предела.

Во многих странах, в таких, как — Африка, Индия, Индонезия, Япония — занимались подобным творчеством в основном женщины. Скорее всего потому, что такое занятие требует усидчивости кропотливого труда.

Виды батика

Есть несколько видов росписи, и многое зависит от используемого материала, техники и желаемого результата. Свойство любого вида в том, что один способ необходимо применить к шёлку, а другой подойдет для синтетики.

Теперь осталось узнать более детально, что можно выполнить техникой батик:

Горячи вид. В качестве основного материала применяется воск. Чтобы его нанести, нужен специальный инструмент — чантинг. Воск препятствует распространению красящего вещества, потому что не впитывает его.

Чтобы использовать воск для этих целей — его расплавляют. Именно поэтому такой вид батика и называются горячим. Наносится краска в несколько слоев, а воск удаляют после того, как все сделано. В основном для этого подойдет хлопчатобумажная ткань.

Холодный батик. Такой способ подходит для украшения шелка. Используется краска, сделанная на основе анилина. Резерв может быть густым, если в нем есть жидкие резиновые составляющие, для разбавления используют бензин.


В основном резину выдавливают из тюбиков, бензиновые же используют с помощью стеклянных трубочек. Применяются цветные и прозрачные резервы. Холодный вид предполагает нанесение в один слой, именно поэтому нужна особая аккуратность, в отличие от горячего метода.

Свободная роспись. Как правило, используется на натуральном шелке и искусственной ткани. Применяют для такого декора в основном масляные краски и анилиновые красители.

Складной батик «сибори». Принцип такой технологии состоит в перевязывании матери специальным способом, после чего наносится краска.

Узелковый вид. Это тот случай, когда на декорированной ткани делают много узелков, перевязывая их ниткой. Когда краска нанесена, узелки убирают.

Подготовка к работе

Занятие батиком всегда вызывает самые приятные эмоции, особенно когда появляются положительные результаты от работы. В дальнейшем, появиться свой стиль и уникальность. В самом начале лучше использовать холодную технику, потому что горячий вид будет намного сложнее.

Перед тем как приступить к работе необходимо к ней хорошо подготовиться. Буквально все зависит от качества красок. Стирать одежду с батиком необходимо в холодной воде с добавлением в нее уксуса. Далее будет перечень того, что нужно для творчества.


Пяльцы и рама

Если нужно сделать рисунок на маленького размера ткани, то для этого будут нужны пяльцы для вышивания. Но при больших масштабах, нужна рама или подрамник, на котором крепиться ткань.

Фиксируется материя на раме специальными крючками, которые имеются в комплекте. На подрамнике все делается проще, и закрепить материал можно с помощью иголки и нитки, только так, чтобы рама не касалась ткани.

На самом деле делается все намного проще, и закрепить материал можно простыми кнопками. Но шелк будет исключением в этом случае.

Бумага и ткань

Чтобы сделать проект, необходим обычный лист бумаги, такого же масштаба, как и рисунок на батике. Для того, чтобы нанести рисунок, нужна натуральная ткань: шелк, батист, двунитка.

Обратите внимание!

Не стоит использовать для этих целей толстый и плотный материал, так как красящий состав, может не пропитать волокна, что вызовет «взрыв» краски, и цвета могут перемешаться.

Материалы и инструменты

Резервирующее вещество, стеклянная трубочка для него и краски, все это имеется в наборе для батика. Также, есть контурная вода с дозатором, готовая к использованию. В этом случае стеклянная трубочка не нужна.

Если есть желание, то можно усложнить процесс и приготовить резерв дома, и не использовать трубочки, а найти насадки, которые потом одеть на бутылочку. Только варить смесь в состав которой входит бензин и резиновый клей не рекомендуется, так как кроме неприятного запаха, это занятие может стать причиной пожара.

Лучше просто купить готовый набор из всего что нужно для росписи ткани. Краски в нем бывают в жидком состоянии, иногда в виде порошка, который нужно растворить. Использовать лучше синтетические кисти.

Чтобы работать с батиком, нужно одевать старую, но удобную одежду, которую не жаль запачкать. Потому что краска, как правило, не выводится.

Обратите внимание!

От слов к творчеству

Теперь разберем подробно — как научиться рисовать техникой батик:

Сначала нужно туго натянуть ткань, чтобы она не провисала. Лучше всего использовать мокрое полотно, потому что после его высыхания появиться упругость у заготовки.


Подготовить эскиз, нарисовать сначала на бумаге карандашом, хорошо прорисовывая каждую деталь.

Закрепить бумагу под тканью, чтобы рисунок можно было перенести с бумаги на материю. Использовать для этого, лучше мягкий карандаш.

Обрисовать линии резервом. Резерв набирается так, чтобы носик трубочки опустился в емкость с контурной жидкостью, а на другом конце должна быть резиновая спринцовка, с помощью которой жидкость втягивается в трубочку.

Надо проверить контур, после того, как высох полностью резерв. Нужно на батике мокрой кистью провести по рисунку по одной из сторон контура, и чуть позже проверить не пропиталась ли вода за линию резерва. Если есть места, где контур плохо просматривается, то необходимо после высыхания, снова прочертить для хорошей видимости.

Обратите внимание!

В конце процесса резерв необходимо выдуть обратно в емкость и прополоскать трубочку в бензине. Если этого не сделать, то частички резервирующего вещества застынут, и инструмент станет непригоден для использования. Готовое изделие можно оформить в рамку.

Бывает, что мастера не пользуются резервом, а просто наносят соль на еще не высохшую краску, она пропитывается ею и получаются интересные разводы. Это дает отличный эффект, а потом и уникальные композиции.

Ниже будут фото техники рисования батиком.

Профессиональное увлечение

Рано или поздно рисуя на ткани, можно почувствовать что техника батик стала намного лучше, и уже получается своими руками, создавать шедевры.


На сегодняшний день, многих людей интересует возможность заниматься росписью ткани. Ведь это дает шанс начинающему художнику использовать свой потенциал. Во время такого творчества, появится стиль и новые идеи. Со временем занятие батиком, станет намного интересней, чем просто рисовать на бумаге.

Если серьезно отнестись к этому делу, то можно получить хороший опыт и стать специалистом в этой области. Многие, кто имеет основной доход с этого творчества, в самом начале своего пути, не думали что будут успешными в этой сфере. В дальнейшем можно и самому давать мастер классы по технике батик.

Именно роспись на шелке очень хорошо оплачивается, и если начать этим заниматься, то можно в дальнейшем можно получать хороший гонорар на таком увлечении.

Фото техники батик

Последние материалы раздела:

Презентация на тему
Презентация на тему "«Алые паруса» А

Шепеленко Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы Персональный сайт: www.shepelenko.ucoz.ru Муниципальное казённое образовательное...

Егаис: инструкция по применению Как настроить егаис для розницы
Егаис: инструкция по применению Как настроить егаис для розницы

Подключение к ЕГАИС — требующий предварительной подготовки и материальных вливаний процесс. Кому и зачем подключаться к ЕГАИС и как это сделать,...

Городская ярмарка вакансий
Городская ярмарка вакансий

Образование и карьера Место проведения: Гостиный двор Адрес: Москва, ул. Ильинка, д. 4Школьникам и абитуриентам: "Выставка институтов" - День...